Горный Дагестан. XX. Трое суток в СВ.

Jun 04, 2023 07:52



Одеяло из приёмного отделения.

От Москвы до Иркутска мы доехали на 62 поезде Москва - Владивосток, проходящем нужный нам отрезок за 3 суток 2 часа 59 минут. За счёт перевода часов получилось 4 ночи и 3 дня: отправление в 23:45, прибытие в 7:44. Ехали мы в вагоне СВ. Для Кати это был первый опыт поездки в подобном вагоне, для меня - самый длинный, ранее самым большим был отрезок от Красноярска до Иркутска. Цена билетов в СВ, конечно, очень высока, но мы брали не за полную стоимость. Кате билет шёл с 10-процентной скидкой по тарифу «День рождения», что составило 26399 рублей. Такой же можно было взять и мне, как совместно едущему, но была использована более сложная схема. От Владимира до Иркутска себе билет я взял за баллы РЖД (ушло 35000 баллов), доплатив за услуги 2383 рубля, а вот от Москвы до Владимира у меня был билет в плацкартный вагон (1095 рублей, что за трёхчасовую поездку чрезмерно дорого).


Было решено все вещи сразу загрузить в СВ, чтобы в плацкартный вагон я прошёл налегке с городским рюкзаком. Проводница из СВ, Екатерина, нам понравилась уже при посадке, когда поздравила Катю с днём рождения (в «Аэрофлоте» ранее в тот же день обошлись без такового). Разместив Катю, сумку и рюкзаки, я пошёл на выход, сказав на прощание проводнице: «До встречи!»

В плацкартном вагоне свыше 40 мест занимала группа детей лет 12-14 с сопровождающими, ехавшая в Нижний Новгород - считай, неполную ночь. Дождавшись повторной проверки документов, я направился в вагон СВ - понятно, что на отрезок до Владимира никто моё место не купил, а высиживать до 2:45 никакого желания не было. От Кати меня отделял ещё один плацкартный и вагон-ресторан. Вот в нём-то я и упёрся в закрытую изнутри дверь. Пришлось просить проводницу плацкартного вагона открыть мне вход в ресторан, которая в ответ на мою просьбу поинтересовалась: «А вы хотите прямо сейчас туда перейти?» После моего утвердительного ответа мы зашли в вагон-ресторан, но там поперёк прохода, на какой-то доске, положенной на сиденья, спал человек. Проводница не захотела его будить - сошлись на таком варианте: я проползаю под спящим, открываю дверь вагона в противоположном конце (изнутри просто защёлка, ключ не нужен) и прошу проводницу уже вагона СВ снова закрыть её снаружи. После подобных развлечений, сияя как медный таз, я подошёл к Екатерине со словами: «Я же говорил, до встречи!»

На следующее утро директор вагона-ресторана пришёл к нам узнать, не изменили ли мы наш выбор по поводу предоплаченного питания, принудительно включённого в билет. И был сильно удивлён истории, как я проползал под ним. Поведал, что обычно он спит чутко, так как в его обязанности входит и контроль технического состояния вагона, потому он должен реагировать на необычные стуки и др. А четвёртого человека, положенного по штату, у них нет. Также и материальные ценности (алкоголь, например) тоже на нём висят.

Но вернёмся к еде. В билет у нас была включено разовое питание, от которого невозможно отказаться. В нашем случае это был завтрак. Кроме того, нами был ещё оплачен обед на 3 дня. Стоит отметить некоторые важные моменты, связанные с питанием.
1. Питание, от которого невозможно отказаться, стоит намного больше, чем приобретаемое дополнительно (ну и входит в него побольше). Так, принудительно включённый в билет завтрак в СВ стоит около полутора тысяч рублей, а приобретаемый дополнительно - 479.
2. При покупке дополнительного питания ты можешь выбрать, хочешь ли ты завтрак, обед, ужин, всё сразу, но не можешь выбрать, чтобы обед подавался два дня из трёх, что ты проводишь в пути, если уж выбрал обед, то жри его каждый день. Потому, с учётом питания, от которого невозможно отказаться, платить дополнительно за трёхразовое питание глупо, так как в первый раз ты получишь сразу два набора - и с включённого в билет, и с оплаченного дополнительно. Потому мы оплатили только обеды, а ужины организовывали самостоятельно, за исключением второго дня, где нами была оплачена доставка к поезду еды из омского кафе.
3. В плацкарте и купе еду разносят в одноразовых контейнерах, в СВ и выше - в керамической посуде. Мы неоднократно возвращали тарелки в вагон-ресторан сами, вызывая причитания его директора: «Вы наш хлеб отбираете. Это наша обязанность».
4. Заказать дополнительное питание ты можешь только согласно категории вагона, в котором проезжаешь. Так, нельзя в вагоне купе заплатить за плацкартную еду, а в плацкарте выбрать СВшный рацион. С учётом, что ценник разных наборов отличается, такой подход несколько удивляет. В самолёте в эконом-классе никто же не мешает купить у бортпроводников алкоголь, например. Для примера, обед в плацкартном вагоне стоит 435 рублей, в купейном - 530, в СВ - 657.









Завтрак, включённый в билет.



Первый обед, оплаченный дополнительно.





Третий обед, оплаченный дополнительно.

Вечером первого дня директор вагона-ресторана заглянул к нам со словами: «У вас имеется уникальная возможность поужинать за деньги. А то завтрак - бесплатно, обед - бесплатно».

За время поездки с ним сложились неплохие отношения. Он даже предупредил, что на третий день поездки рацион будет такой же как и во второй, т.к. в воскресенье и понедельник подаётся одно и то же. На мой вопрос, а почему у меня тогда в субботу и воскресенье было одно и то же (я брал себе вегетарианский набор, Кате - обычный, чтобы было какое-то разнообразие), директор ответил, что в субботу был постный борщ, а в воскресенье щи с грибами. На моё замечание, что всё отличие было в отсутствие свёклы, а гриба я ни одного не видел, директор смутился, сказав, что поговорит с поваром, и, выяснив, что, в целом, мясо-то я ем, предложил сделать куриный суп, гречку со свининой и овощным рагу, т.е. скомпоновать блюда из разных наборов. Но самым сильным впечатлением было, когда я пошёл вечером последнего дня купить у него упаковку джема, а он в ответ сказал, что принесёт просто так, но чуть попозже. Попозже он принёс, правда не джем, а две упаковки мёда, две булочки и два салата, которые с наших слов, нам понравились больше всего. Всё это было уже сверх программы, что нас очень удивило. Салаты в итоге мы поставили в холодильник у проводницы, отлично позавтракав ими перед прибытием в Иркутск.

А ещё рассказал забавную байку, как он подлавливает полицейских на незнании истории своей страны: «Парадом Победы командовал Рокоссовский, принимал Жуков, а кто был третьим из руководителей парада, Суворов или Кутузов? Кто ответит правильно, тому кофе налью». Так однажды, двое полицейских специально ответили по-разному, чтоб хоть одному кофе достался.

Но ещё большую радость нам доставило взаимодействие с проводницей. Екатерина вела себя так, будто для неё нет большего счастья в жизни, чем сделать нашу поездку максимально комфортной и приятной. Это было настолько искренне! За все годы моих путешествий по железным дорогам подобные проводники встречались менее десяти раз. Даже то, что по решению дирекции дороги, в вагоне СВ напитки и сопутствующие товары к ним (сливки, сахар) не требовали дополнительной оплаты, включая свежесваренный кофе, который она ходила делать в вагон-ресторан, Екатерина подавала как «почему я не могу хороших людей угостить напитками?!» Обезоруживающая доброжелательность при этом с трудом позволяла работать логике, утверждавшей на краю сознания: «Ну не может это быть её инициативой, так же разоришься». Это при том, что она работает в одно лицо, находясь в кругорейсе 13 суток. На мой же вопрос, как ей в таком ритме удаётся высыпаться, ответом было: «У меня обычно пассажиры хорошие, стараются по возможности не беспокоить, если я отдыхаю». Это я и по себе заметил, проснувшись на второе утро в жаре +34 градуса - Екатерина заснула, забыв отключить отопление. В любом другом поезде я пошёл был будить проводника, чтоб он срочно отключил батареи, здесь же ограничился открытием окон в коридоре, терпеливо ожидая, пока она проснётся.

Да и начальник поезда, Владимир, тоже подарил радость в поездке. Когда нам принесли питание в Омске, пока мы ели салаты, успело остыть горячее. Екатерина спала, потому я пошёл в соседний вагон попросить погреть у них. Соседний вагон был штабным, начальник поезда предложил мне вернуться, сказав, что через пару минут он подойдёт и решит вопрос. Честно говоря, я думал, что он хочет разбудить Екатерину, и несколько огорчился, но действительность превзошла все самые смелые мысли. Владимир со словам «У нас всё по-свойски» провёл меня в служебное купе и показал, как на пульте отключить питание кипятильника, включить питание микроволновки, после чего ею можно пользоваться. Правда, она почему-то всё равно не включилась. Владимир хмыкнул, отключил ещё электропитание розеток, что помогло. Ну и нужно не забыть позднее всё проделать в обратной последовательности. Пока я стоял в коридоре, беседуя с ним, с соседнего вагона пришла сотрудница, мывшая полы в вагонах, и обратилась ко мне с рассказом о том, как в каком-то вагоне что-то не работает. Начальник поезда осадил её словами, что я пассажир из этого вагона, заметив мне: «Хорошо, хоть, тряпку в руки не всучила». После я рассказал ему, как в 90-е годы, когда мы с бабушкой ехали в общем вагоне поезда по БАМу, проводник напился и лежал в отключке, я же (мне было лет 15) открывал на станциях двери, впуская и выпуская пассажиров, и отвечал на их вопросы про расписание. Но, когда стали спрашивать меня насчёт чая, удивлению моему не было предела:
- Я же не проводник!
- Ну, помощник проводника.
- Нет же, я просто пассажир.
- А зачем тогда двери на станциях открывал?
- А что, вас снаружи надо было оставить?!

Владимир согласился, что в 90-е и похлеще были истории, но вот совсем недавно, в декабре 2022 года на станции Биробиджан он увидел из окна удалявшийся по перрону знакомый силуэт. Оказалось, что студент, устроившийся на подработку, не выдержал нагрузки и просто сбежал с работы. Начали ему звонить, уговаривать хотя бы рейс завершить - ни в какую. Ну что делать, не заставишь же. Обратно домой этот студент взял билет как раз на их поезд, который успел обернуться до Владивостока и обратно. Отоспавшись и отдохнув, он изъявил желание помочь проводнику своего вагона, ехавшему в одно лицо, типа, что поработает за него. И вот уже Владимиру звонят из Москвы: «Разберись, что там у тебя творится! Пассажиры жалуются на горячую линию, что пьяный проводник посылает их матом и курит в туалете». Помог, так сказать.

Позже я воспользовался знаниями, полученными от начальника поезда, и подогрел еду уже самостоятельно. Для пущего антуража закрыв дверь в служебное купе и разместившись в кресле проводника. Радости моей не было предела.

В итоге, когда мы покинули поезд, я захотел сделать понравившимся нам людям приятный сюрприз - подарить им на обратном пути кедровых орехов. Изучив расписание, я понял, что мы, как раз во время прохождения состава через Иркутск, будем в очередной поездке в Западной Сибири. Но поезд пройдёт Новосибирск аккурат за 5 часов до нашего самолёта в Иркутск, и как раз там можно будет пересечься. Такой вариант оказался ещё лучше. Мы сидели на вокзале Новосибирск-Главный и ждали 61 поезда. Уже на платформе мимо нас проплыл знакомый вагон СВ с Екатериной, стоявшей в тамбуре. Ей с Владимиром орешки мы передали прямо на платформе. Удивление их было велико, но не меньше удивился и я, когда Екатерина обратилась ко мне по имени-отчеству, не забыв их за неделю дороги. Мы попросились пройти в вагон-ресторан, где директор разговаривал по телефону, но, увидев нас, положил трубку. Конечно, и он не ожидал встретить нас в Новосибирске.

Но вернёмся к рассказу о собственно поездке. К требованиям транспортной безопасности (спасибо ДАМу за такую заботу о нас) на разных станциях подходят по-разному. Так, в Барабинске выход в город возможен только через вокзал с досмотром на входе в него. Т.е. из поезда нельзя выйти без досмотра! При этом на вокзале 4 входа (с крытого конкорса, ведущего на платформы 2 и 3, с перрона, из города и на входе в автостанцию, находящуюся в боковой части здания), у каждого из которых по 2 сотрудника транспортной безопасности. И они работают явно посменно, суммарно их никак не меньше 16 человек. И при таком количестве дармоедов, проводников найти не могут, те вынуждены в одно лицо работать. Конечно, в поезде-то работать надо, а не штаны просиживать. При этом в Балезино и Мариинске досмотр только при входе на вокзал, сам же проход к поездам в обход здания свободный.

К слову, на станции Балезино продают кучу всякой ненужной лабуды, заменив этим шлаком бабушек с пирожками.











Ларьки на колёсах на станции Балезино.



Вокзал Балезино и поезд №62.





Вокзал Балезино.



Наше купе.



Впервые увидел, чтобы подобная карта блокировки дверей имелась в наличии.

image Click to view


Вагон раскачивает, пока поезд несётся со скоростью свыше 100 км/ч.

Ну и несколько слов про маршруты пассажиров в вагоне СВ. От Москвы до Иркутска не ехал никто. В основном, время в пути не превышало суток. Так, кто-то вышел уже Нижнем Новгороде, используя этот поезд как ночник. Мама с ребёнком проехала от Перми до Тюмени - это уже вариант ночного поезда с полноценной возможностью выспаться. Двое ехали от курорта на станции Озеро Карачинское до Красноярска, что 16 часов. Временами, кроме нас в вагоне было всего три человека, исключая проводницу, а потом снова появлялся народ, и свободными оставались лишь 1-2 купе. Со слов Екатерины, за всё время, что она работает, на полный маршрут проехал лишь один человек, причём наш. А вот до 2020 года неоднократно от Новосибирска до Владивостока проезжали китайцы и немцы.

Из забавного: при качественном постельном белье, наличии двух подушек, одеяла почему-то использовались из какой-то больницы (заглавный снимок). На этом затянувшемся послесловии рассказ о поездке в Дагестан я завершаю.

Содержание

Железнодорожное, Сибирь, Европа

Previous post Next post
Up