Хамар-дабанские озёра. II. В преддверии непогоды.

Oct 17, 2022 19:00

Озеро Высокогорное.

На второй день погода была сумрачной, в отдалении виднелся дождь, но в целом облачность была высокой, и мы отправились в радиалку в сторону оз. Высокогорное. С подъёма от оз. Иркут открылся вид на «зелёнку», по которой спускались накануне и на кулуар, что правее, по которому следовало идти, исходя из описания.

Вид на пройденный днём ранее путь.

После первого взлёта по лесному склону мы вышли на открытый более пологий участок и увидели оленуху с подросшим оленёнком. Звери также увидели нас и поскакали прочь.

Бегущие олени.

image You can watch this video on www.livejournal.com

Выше распадок постепенно стал расширяться, превращаясь в пологий склон, в конце концов перешедший в плоскую вершину, за которой мы свернули в крутой распадок налево. Скалы на основном водоразделе красноречиво говорили, почему перед Осиновским Гольцом тропа сошла с гребня - далее по боковому хребту хода не было.

На подъёме к плоской вершине.

Скалистый водораздел между Хара-Муриным и Солзаном.

Наш путь лежит сначала вниз, потом вверх, к самой левой седловине на снимке.

Микроозеро.

В начале подъёма мы подрезали подошедшую слева, со стороны основного ручья, тропу. Она, конечно, была звериной, но и люди ей пользовались. Несколько раз теряясь, она снова стала чётко видной в конечной части подъёма, который проходила несколькими зигзагами.

Тропа и перевал впереди.

Вид назад.

Выбравшись на водораздел, мы увидели внизу очередное озеро. Спускаться к нему не стали, а крутым косогором прошли на основной водораздел, откуда уже стало видно и следующее озеро.

Озеро.

Следующее озеро.

Крутой косогор.

Путь по склону, поросшему мелким баданом, нам не приглянулся, и обратно мы возвращались по гребням, что оказалось проще и безопаснее, несмотря на больший набор высоты. Пока же мы продолжили путь дальше к безымянной вершинке.

Озеро с другого ракурса.

Вершина 1955 м.

Долина Солзана и его правого притока.

Вид назад на гребень и крутой косогор.

Судя по карте, должен был открыться вид на оз. Высокогорное, но я шарил глазами, и нигде его не видел. Но я-то искал его где-то внизу, мы же на вершине стояли. А оно пряталось в висячем цирке, будучи расположенным не сильно ниже нас (на заглавном снимке с зумом это не особо заметно).

Оз. Высокогорное в висячем цирке.

Здраво рассудив, что до самого озера нам идти резона нет, мы развернулись обратно.

Вид с основного водораздела.

В долине, где мы подрезали тропу, остановились на обед.

На обеде.

Оз. Иркут, вид сверху.

Внутри зимухи.

Зимовьё.

Пихты по берегу.

Катюха у воды.

Трава в водоёме.

Объявление у входа в зимуху.

Ночью собиравшийся весь день дождь таки полил. Причём настолько сильно, что на тропе и в костровище образовались лужи. Часам к 7 заряд ослабел, и лужи просочились под землю. А к 9 дождь и вовсе закончился. Решив, что высиживать дальше смысла нет, мы собрались и пошли назад. На берегу озера предыдущим вечером я обнаружил тропу, уходящую направо - она пересекала ручей Иркут ниже того известного нам места и оказалась как раз тропой из описания. Хорошо сбросив высоту, мы пересекли ещё один ручей, начав затем подъём по крутому, но безопасному кулуару. И в нём-то как раз, незадолго до выхода из него на траверс, тропа и терялась. Потому в первый день мы и проскочили данный кулуар, так как отворот был абсолютно незаметен. И хорошо бы описание подправить со сбивающего с толку «...спускаемся сначала по тропинке наискосок по склону горы, затем по крутому каменистому кулуару (тропа здесь местами теряется)» на «...спускаемся сначала по тропинке наискосок по склону горы, затем сворачиваем в крутой каменистый кулуар (ложная тропа будет продолжаться дальше, сам сворот незаметен, нужно ориентироваться по точке в навигаторе)».

Обратно шлось быстрее, стало ясно, что мы успеваем на поезд, ещё одной ночёвки не потребуется. И действительно, к полуночи мы были уже дома. Разве что чуть не встряли с покупкой билетов. Сотовая связь была неустойчивой, и после ввода одноразового пароля для подтверждения транзакции банк операцию отменил, а РЖДшное приложение ошибочно решило, что оплата прошла, и показало, что билеты приобретены, даже на электронку они были отправлены. Но какие-то странности процесса оплаты меня насторожили, и, когда я нашёл бугорок с более надёжной связью, обнаружил, что деньги с карты не списались. Со второй попытки всё прошло успешно.