12.07.22
Начало пути - 9:22, высота 1848 м.
Конец пути - 17:17, высота 1542 м.
Пройдено за день - 15,8 км.
Набор высоты - 1309 м.
Сброс высоты - 1615 м.
Гора Гиряг.
Спутниковый снимок маршрута 12 июля. Красная линия - мой путь. Синий кружок - окраина Гули, куда меня довёз Илез. Большой красный кружок - место ночёвки у села Бейни. Маленький красный кружок - место обеда под перевалом Гиряг.
Карта маршрута 12 июля. Красная линия - мой путь. Синий кружок - окраина Гули, куда меня довёз Илез. Большой красный кружок - место ночёвки у села Бейни. Маленький красный кружок - место обеда под перевалом Гиряг.
Утром у купленной для цанговых баллонов паяльной лампы вылетел шланг подсоса воздуха, после чего она перестала работать. Для экономии газа в единственном резьбовом баллоне я придумал такое решение: котелок ставлю на резьбовую горелку, поджигаю на слабый огонь, после чего подношу открытую на максимум паяльную лампу. Выходящий из неё газ загорается в огне резьбовой горелки, и вода закипает быстро. Вот малый огонь приходилось всё равно поддерживать исключительно на резьбовом баллоне.
Собрав вещи, я поднялся на новую смотровую площадку напротив Эгикала. В прошлом году её ещё не было.
Смотровая площадка напротив Эгикала.
На ней я дождался Илеза. Порадовавшись встрече и сфотографировавшись напротив Эгикала, мы поехали через перевал к окраине села Гули, где Илез высадил меня из машины у начала дороги на перевал Гиряг. Утром перевал ещё был скрыт в хмари, но облака постепенно поднимались, и был шанс, что мне повезёт.
С Илезом на смотровой.
Начало дороги к перевалу.
Источник, огороженный от скота.
Вскоре основная дорога ушла в сторону, неосновная закончилась, и дальше я поднимался по тропе. В облачном покрове временами появлялись разрывы с синим небом.
Тропа.
Склон.
Распадок на пути к перевалу.
Ограда из колючей проволоки.
Перед началом выполаживания, в узком месте со скалами по бокам, поперёк распадка стоял забор из колючей проволоки, чтобы скот, пасущийся за Гирягом, не ушёл.
Выполаживание.
Внизу виднеется село Гули, вдали - Главный Кавказский хребет, по которому идёт граница с Грузией.
Скальные сбросы.
Перевал Гиряг.
Коровы на перевале.
В один единственный момент облака разорвало настолько, что открылись и склоны над долиной за перевалом. В этот же момент сделал и заглавный снимок.
Склоны за перевалом.
Увы, на спуске в долину всё затянуло совсем плотно, и пока я обедал в распадке, прячась от ветра, из облака полетела морось. Где-то со стороны горы Гиряг слышали выстрелы, постепенно смещавшиеся к перевалу. Видимо, пастух проехал. Поев, я двинулся вниз по торной тропе, протоптанной сотнями коров.
Тропа в облаке.
Травы.
Хижина пастуха.
Изначально я планировал сидеть в долине и ждать хорошей погоды, чтобы сходить за Гиряг не для галочки. Но это в Иркутске хорошо такие планы строить. На месте же идея ставиться в мокром облаке с неясными перспективами вдохновляла мало. К тому же газа у меня заведомо хватало максимум ещё на два дня, что тоже не добавляло энтузиазма к мысли «ждать у моря погоды». Так что я решил выбираться через перевал Герчеч и двигаться в сторону Бейни, благо по прошлому году я знал о наличии там места для стоянки.
Основная тропа уходила вниз по долине, менее торная шла траверсом без потери высоты. Пошёл по последней, но быстро упёрся в непроходимый распадок с крутыми склонами, пришлось спускаться до основной тропы. За распадком была развилка, но верхняя тропа в очередной раз подвела, потерявшись перед скальным гребнем. Наконец, наверх пошла основная тропа, по ней-то я и вышел на перевал. За перевалом Герчеч тропа, огибая обрывистые истоки глубокого распадка, шустро начала терять высоту. Проскакав по ней двести метров я остановился и понял, что иду назад в Гули, только с другой стороны. Пришлось возвращаться к перевалу.
Обрывистые истоки глубокого распадка.
В противоположном направлении тропа тоже была, но заметно заросшей. Хотя было явно, что раньше это была широкая вьючная дорога, местами явно искусственно врезанная в склон. До постройки дорог в долину Армхи, гужевой путь из Тарского шёл как раз через перевал Герчеч. Так, неожиданно для себя, я наткнулся на любимые мной реликты старых дорог. Вскоре после начала пути я упёрся в непроходимый вывал, который пришлось облазить по крутому травянистому склону, где и зацепиться не за что было.
Заросший тракт.
Вывал поперёк тропы.
Немного сбросив высоту, я вышел из облака. С видимостью вокруг идти стало много интересней.
Старая дорога.
Зелёные склоны.
На одном из зелёных пологих боковых отрогов дорогу я потерял. Позже стало ясно, что она серпантином спустилась ниже, после чего продолжилась в сторону Бейни. Но на местности казалось, что дорога уходит куда-то в противоположном нужному мне направлению, и я решил свалить в распадок, ниже по которому виднелась уже автомобильная дорога. Спуск к ручью был крутым, но не особо проблематичным, а вот маленький ручей регулярно низвергался водопадами различной высоты, вынуждая меня то спрыгивать вниз, то обходить по очень крутому борту. Вверх по этому ручью я бы точно не поднялся. А перед самым устьем так и вовсе пришлось перелазить к основному ручью и искать, где из него выбраться.
Ручей.
Долина ручья.
Пройдя немного по «зелёнке», я увидел спустившуюся вьючную тропу несколько ниже, и вскоре снова бодро зашагал по ней, безопасно огибая очередные долинки.
Старая дорога.
На склоне напротив можно с трудом разглядеть спускающуюся дорогу.
Куст у дороги.
У развалин Мецхал я спустился на дорогу, знакомую по прошлому году, и по ней-то и вышел в Бейни.
Позади открылся Гиряг.
Тенистая дорога.
Возле Бейни, где место под палатки и вода, мужики строили новую беседку. Я же вечером решал, как мне действовать дальше. Решил, что на Столовую смысла лезть особо нет, т.к. на Владикавказ и Тарское я уже посмотрел, а все красоты и интересности, что на подъёме, я уже видел в прошлом году. К тому же автодорогу пробили до самого водораздела, наверх людей поднимали джипы, и подниматься в такой обстановке было как-то уж совсем тоскливо.
Самолёт у меня был 18-го числа, во Владикавказе я намеревался очутиться уже завтра, 13-го. Сидеть в городе столько дней было бы глупо - мы почти всё посмотрели в прошлый приезд. Так я решил сгонять на Кавказские минеральные воды, где никогда не был, посмотреть Пятигорск, Кисловодск, Есссентуки. С телефона я забронировал себе квартиру на сутки во Владикавказе, благо у меня сохранился номер хозяйки, где мы останавливались в 2021-м. И, продумав логистику своих перемещений по КавМинВодам, на три ночи забронировал гостиницу в Пятигорске, выбранном мной как основная дислокация, на одну - в Минеральных Водах, т.к. только из них я успевал в аэропорт, и взял билет на поезд от Минеральных Вод до Беслана, туда же я собирался ехать на электричке.
Содержание