В горах Ингушетии. XXII. Потайная тропа.

Sep 20, 2022 20:59

10.07.22

Начало пути - 16:37, высота 1202 м.
Конец пути - 19:30, высота 1581 м.
Пройдено за день - 5,5 км.
Набор высоты - 771 м.
Сброс высоты - 392 м.

Хребет Цорейлам в вечерних лучах.

В этом году к началу похода я добирался самолётом через аэропорт Беслан. Облетая закрытый для гражданской авиации северо-запад Каспийского моря, мой рейс дважды пересекал границу Российской Федерации, попадая на время в воздушное пространство Казахстана.

Пески Прикаспийской низменности.

Солончаки в Бэровских буграх.

Остров Большой Пешной, что к юго-западу от Гурьева.

Восточный берег Каспия.

После получения багажа я договорился с местным таксистом, что он довезёт меня до начала маршрута, но по пути во Владикавказе мы купим газ и воду (Илез предупреждал меня, что на начальный участок похода воду нужно нести с собой). Воды я купил девять литров обычной, и один - минеральной, для восполнения потери солей. А вот с газом возникли сложности. Магазин «Триал», несмотря на режим работы 7 дней в неделю был закрыт. А в знакомом с прошлого года «Блокпосте» обнаружился единственный резьбовой баллон 230 г, да ещё и за 600 рублей. Одного баллона на поход, очевидно, было мало, так что пришлось купить два цанговых и к ним паяльную лампу.

Таксист всё больше возил туристов в Грузию, дороги Горной Ингушетии были ему незнакомы, и мы бодро проскочили неочевидный сворот с поворотом на 180 градусов, пересекли мостом Армхи и поехали в обратном направлении. В какой-то момент я понял, что мы явно едем назад, да ещё и дорога стала подозрительно плохой. Пришлось останавливаться, спрашивать у местных, куда ехать, и возвращаться назад. Но, как бы то ни было, к началу пятого водитель доставил меня к месту начала похода у башенного комплекса Эгикал, по дороге миновав много знакомых по прошлому году мест: форелевое хозяйство, село Гули, в котором живёт Илез, перевал, домик заповедника.

Спутниковый снимок маршрута 10 июля. Красная линия - мой путь. Чёрный кружок - место начала похода у Эгикала.
Красный кружок - место ночёвки в ущелье.

Карта маршрута 10 июля. Красная линия - мой путь. Чёрный кружок - место начала похода у Эгикала.

Изначально я думал переночевать у Эгикала и стартовать следующим утром. Но сидеть много часов до вечера в месте, где много людей, не хотелось. Да и погода была отличной, жаль было не воспользоваться ей. Начало пути шло по знакомым по прошлому году местам.

Вид на хребет Цорейлам.

Как я понял позже, от башенного комплекса Баркем следовало лезть прямо в лоб, чтобы выйти на основную тропу, огибающую гребень меж двух скальных выходов. Но подобный путь был контринтуитивен, на склоне виднелась неплохая тропа, огибающая тот же гребень траверсом, и я пошёл по ней. Тропа вскоре стала заметно хуже, до пересечения гребня и разворота в сторону ущелья шлось неплохо. Сверху открылся вид на верхнюю часть Ассинского ущелья и башенный комплекс Таргим.

Начало Ассинского ущелья.

Таргим.

На другом склоне гребня, куда я вышел, тропа растворилась, склон начал становиться круче и круче, пришлось набирать высоту, поднимаясь к более пологим участкам. Но их пологость становилась всё более условной; на участках, покрытых травой, становилось всё сложнее удержаться, а рюкзак весом свыше 30 кг никак не облегчал ситуацию. В голове начали появляться мысли, что может я не так понял Илеза, и тропа идёт вовсе не здесь, и вообще, не пора ли поворачивать назад, пока не поздно. Но после очередного крутого подъёма я наконец-то вышел на какую-то тропку, отметины на которой говорили, что ей пользуются и люди.

Тропка.

Вскоре слева примкнула ещё тропа, но затем идти почему-то стало не лучше, а хуже. Тропа начала теряться в зарослях и среди камней. А когда, по каким-то намёткам я выполз на выступающий скальный гребень поперёк основного склона, и вовсе исчезла. Походив налегке среди каменных глыб, я не нашёл никакого продолжения тропы, а дальнейший крутой склон абсолютно не располагал к его траверсу. Мест, чтобы заночевать тоже нигде не было, так что я решил разворачиваться назад. Пройдя развилку троп, я вдруг задумался, а не был ли это серпантин, а то место, где я вышел на скалы,- всего лишь тупиковым отворотом. Бросив рюкзак, направился исследовать тропу, резко набиравшую высоту. И в нескольких сотнях метров тропа ещё раз развернулась, а слева к ней примкнула наиболее торная, перевалившая через гребень между долиной Тетрицкили и ущельем Ламтычу, много выше комплекса Баркем. Так я решил продолжить путь, надеясь успеть до заката добраться до места, где можно поставить палатку. Уверенности мне прибавила хорошая оборудованность тропы - на непроходимых скальных участках были построены деревянные мостки.

Мостки.

Хотя подъём на этом не закончился, и была ещё пара серьёзных взлётов перед очередными поперечными гребнями, в целом пошлось несколько шустрее. Около полукилометра тропа и вовсе шла почти горизонтально, после чего перед самой протяжённой скалой поперёк склона резко пошла вниз, спустившись до самого дна ущелья (заглавный снимок сделан на этом спуске). Ранее мне никогда не приходилось бывать в настолько узких глубоких долинах. Русло ручья ожидаемо было абсолютно сухим, удобных мест под палатку не обнаружилось, пришлось её ставить в неудобном. Ставя лагерь и готовя ужин, я удивился такому раннему наступлению темноты за полтора часа до ожидаемого заката. Сначала я списал это на глубокое и узкое ущелье, но густые сумерки споро перетекли в ночь, что уже никак не объяснишь. Полез в навигатор и понял, что я не перевёл в нём часы с екатеринбургского времени на московское, потому закат он мне и показывал на два часа позже реального. Вообще оказалось, что я впритык успел дойти до места ночёвки, пока не село солнце.