Волшебная Ингушетия. IV. Неувиденные красоты.

Oct 26, 2021 20:07

Горы прячутся в тучах.

Спутниковый снимок нашего пути 27 июля. Красная линия - наш путь, большие красные кружки - месторасположения лагеря во дворе у Илеза и на базе заповедника Эрзи, маленькие красные кружки - место обеда у старого родника и полдника в кафе «Легенды гор».

По изначальному плану от родного села Илеза мы должны были сделать двухдневное кольцо вокруг горы Гиряг. Но ухудшившаяся погода отменила наши планы. В течение всего дня висела низкая плотная облачность, регулярно пробрасывал дождь. Поэтому мы сразу ушли по дороге через перевал Цей-Лоам в долину р. Тетрицкали. Стоило немного набрать высоты от с. Гули, как мы вошли внутрь облака, и стало совсем ничего не видно по сторонам. На обратном пути на микроавтобусе, когда был солнечный день, мы поняли, каких красот лишились.

Во дворе у Илеза.

Скульптура башни у мечети в с. Гули.

В этот день, как и днём ранее, мы шли налегке. Основную массу вещей вечером довёз брат Илеза. Дорога часто петляла длинными серпантинами, мы же по возможности срезали эти петли, сокращая путь. Несколько раз встречали агрессивных пастушьих собак, которых приходилось отгонять камнями. Почему-то они вели себя так, словно мы задумали умыкнуть пару коз или баранов.

Прошли мимо памятника пограничникам, разбившимся на вертолёте, помогая местным жителям справиться с последствиями селя. Затем дошли до перевала Цей-Лоам на высоте 2100 м с двумя беседками. Листы крыши одной из них не были состыкованы и на стол с лавочками падали дождевые струи. Что интересно, перевал Цей-Лоам - сугубо автомобильный. И после него дорога продолжает идти по склонам притоков р. Армхи. Особенности рельефа, а именно глубокие ущелья, вынудили загнать дорогу так высоко. Сам же водораздел с долиной р. Тетрицкали дорога пересекает через три с лишним километра и лежит он сотней метров ниже. В облаке он ничем вообще не выделялся на местности, кроме неработающего блокпоста погранслужбы с открытым шлагбаумом. Почти сразу за перевалом мы свернули с дороги к старому роднику, где устроились пообедать. Многие сначала не поняли, что будем есть, решив, что мы просто осматриваем достопримечательность. Маша с Алиной, так вообще не стали задерживаться и учесали вперёд, пришлось вызванивать их по телефону. Пока мы готовили чай, подъехала машина, перевозившая свежий хлеб, и Илез купил несколько булок.

Илез у родника.

А всего через два с половиной километра, за которые дорога пересекла несколько мощных селевых потоков, мы устроили полдник в кафе «Легенды гор», где были очень вкусные свежие лепёшки с начинкой.

В конце концов мы спустились ниже облаков. Стали видны новые башенные комлпексы.

Идём вниз (снимок Алины).

Башенный комплекс Лейми.

Возле большого детского лагеря мы попали под самый сильный за день дождь. Обидно, что до конечной точки при этом оставалось всего полкилометра. Когда мы разместились на базе заповедника Эрзи, дождь стих. Кто-то поставил палатки под навесом, кто-то на склоне снаружи. С одной стороны виднелся комплекс Лейми, с другой - Оздиг. Рядом тёк небольшой ручеёк, вода в котором в сухую погоду была пригодна для питья после кипячения, в дождливую её можно было использовать лишь для умывания, т.к. она становилась мутной. Питьевая же вода в канистрах, которую можно пить без кипячения, была привезена на машине. И, вроде бы 40 л воды, на первый взгляд, это много. Но на 12 человек - не так чтобы очень. Увы, некоторые «дети цивилизации» не задумывались о том, откуда у нас берётся чистая вода и стали использовать её для умывания. Я попытался объяснить разницу, предложив мыть руки в ручейке, до которого не более 20 метров, благо вода в нём совсем не холодная. Но не все среагировали на данную просьбу адекватно. Маша выдала: «Мишаня, я, пожалуй, не пойду до ручья. Уж слишком я устала». Мы шли налегке без груза, как было заявлено в описании похода, и она устала так, что нельзя пройти 40 метров?! Зачем тогда вообще было в подобный поход записываться?! А, если б мы под рюкзаками передвигались, тогда как было бы?!

Одной из особенностей, подмеченной мной в Ингушетии, было наличие в любом деревянном туалете пластиковых бутылок, а часто и красивых кувшинов для подмывания. Пожалуй, эта привитая с детства любовь к гигиене вызывает у меня наибольшее уважение в исламе. С ужасом вспоминаются непальские туалеты, в которых были нарезаны куски картонных коробок для использования их вместо туалетной бумаги.

Вечером мы с Катей, как свидетели секты резиновых сапог, просто отдыхали, прочие участники же пытались сушить свои ботинки над жаровней. Саша очень оживлял сей процесс сушкой стелек.