Притяжение Каспия. X. Махачкала.

Oct 12, 2021 19:19

Кафе в Махачкале.

Утром 22 июля мы долго не могли уехать на вокзал. Первый водитель, принявший заказ, сбросил его минут через 5-7. Местные службы такси отвечали, что машин нет на ближайшие 20-25 минут. Наконец, всё-таки нашёлся желающий нас увезти, причём приложение выдало уведомление: «Глухой водитель». Мы удивились - никогда не видели подобного. Водитель, кстати, был очень приятным. На вокзал приехали минут за 10 до отправления электрички. На этом направлении пассажиров было больше, чем днём ранее в сторону границы, но никто не стоял.

Вокзал Избербаш.

Километраж на этой железной дороге считается от Москвы, но проехать до неё вдоль уменьшающихся значений на километровых столбах не выйдет. Линия разорвана в нескольких местах. Магистральная линия шла через Грозный, и после Чеченской войны сообщение на участке Грозный - Назрань восстанавливать не стали. Кроме того, как и все южные направления СССР, данная линия проходила через Харьков. Небольшой отрезок шёл через территорию современной ДНР.

Немного стыдно признаться, но в Дербенте я не обратил внимание, что станция является местом стыкования переменного и постоянного токов. Внимание на то, что электричка до Махачкалы другой модификации, нежели до Границы, я обратил, но решил, что мне показалось. Не могут же от одной станции ходить электрички разных видов тока! В действительности, вполне могут.

В Махачкале на входе в вокзал с нас потребовали маски, что после Дербента было несколько неожиданным. В рамках исполнения закона о транспортной безопасности на вокзале стало неудобным посещение туалета. Вход в это заведение расположен на перроне, проход на который разрешён только через здание вокзала с досмотром на входе. Зато с самого перрона вернуться напрямую на вокзал уже нельзя - нужно выйти в город и заново пройти досмотр на входе с привокзальной площади. При всём при этом, когда мы сдавали рюкзаки в камеру хранения, её работница не потребовала предъявить паспорт.

В столице Дагестана каких-то особых планов у нас не было. Даже друзья, прожившие в нём несколько лет, не смогли посоветовать, что в нём интересного и достойного к посещению, за исключением мест питания. Потому мы просто почти весь день гуляли по городу.

За счёт особенностей рельефа и трассировки железной дороги, вместо набережной в Махачкале - бульварная зона, отделённая от Каспийского моря железнодорожными путями.

На бульваре.

Девочки одеты, в основном, вполне по-европейски, а вот женщины, по большей части, уже придерживаются мусульманского стиля.

Маяк.

Проспект Расула Гамзатова.

На пешеходной части проспекта какой-то мужичок, заявив, что он бывший чемпион республики по спортивным единоборствам, настоял, чтоб я его сфотографировал.

Местный.

«Серебро Дагестана».

С проспекта мы свернули на ул. Дахадаева в сторону центральной Джума-мечети.

Свадебный салон. Мужчинам вход запрещён!

«Клятва сыновей» аварского поэта Расула Гамзатова.

На этой же улице мы наткнулись на кафе с цитатой из Стивена Кинга (заглавный снимок). Прямо скажем, не первый автор, который приходит на ум при мысли о столице Дагестана. Джума-мечеть, до которой мы в конце концов дошли, очень большая. Отдельные входы для мужчин и женщин, причём внутри, в центральном зале, женщины попадают в небольшой огороженный закуток, никак не пересекаясь с мужчинами. Так что я решил, что Катя оттуда выйдет очень быстро, но ей повезло: одна из женщин показала ей лестницу на 2-й ярус, так что она даже больше чем я смогла посмотреть.

Джума-мечеть.

В женском закутке.

На 2-м ярусе во время намаза.

Этика питья.

Муфтият.

Обрывы хребта Аркитау.

От мечети мы прошли ещё немного в сторону гор, до канала им. Октябрьской Революции, берущего начало в водах р. Сулак. Затем через парк им. 50-летия Октября развернулись и пошли в обратном направлении по ул. Магомеда Ярагского. В Махачкале небо было затянуто дымкой, солнце не палило, но стояла неприятная липкая жара.

Канал им. Октябрьской Революции.

Большая мусульманская медицина.

Институт физики.

Наконец, мы добрались до ключевой точки посещения Махачкалы - ресторана «Казан-Мангал», в котором вкусно и плотно поели.

В «Казан-Мангале».

Коктейль.

Соусница.

Ресторанный туалет.

После ресторана мы плавно догуляли назад до вокзала.

Скульптура «Дети».

Спящий котик специально для periskop.

Здание правительства республики на площади Ленина.

Левее правительственного здания видна Владимирская церковь. До неё дойти можно, а вот далее сквозной проход к ул. Даниялова перекрыт - террористов боятся.

Фонарь.

Табличка на Владимирской церкви.

По пути к вокзалу мы наткнулись хоть на что-то интересное и относительно старинное - подпорную стенку на ул. Даниялова с проросшим сквозь неё деревом.

Подпорная стенка.

Водонапорная башня.

Надпись на двери маршрутки.

Унылейшее здание вокзала Махачкалы.

Поезд Махачкала - Санкт-Петербург, на котором мы покидали столицу Дагестана, уходил под тепловозом, несмотря на электрифицированный участок до Хасав-Юрта. Впрочем и поезд Москва - Дербент отрезок от Кизил-Юрта до Махачкалы шёл под тепловозом. В нашем вагоне был заявлен кондиционер, но на стоянке он естественно не работал. Да и в начале поездки при малых скоростях он не включался. Кроме того, у данного маршрута много длительных остановок, как тарифных, так и технических. Итого за 13 часов пути до ст. Прохладная поезд должен был суммарно набрать по стоянкам 5 часов 48 минут, т.е. почти 45% времени всей поездки.

На первой длительной остановке, в Кизил-Юрте, мы вышли погулять. На удивление жара сменилась прохладой и сильным ветром. Местные говорили, что подобное началось всего с час назад, до этого жара стояла две недели. Увы, оказалось, что эта непогода глобально и надолго пришла на Северный Кавказ, так что в предстоящем походе по Ингушетии большую часть времени горы были скрыты тучами. Но мы этого не знали и радовались свежему воздуху, первому за всю поездку.

В полночь, когда поезд стоял в Гудермесе, я спал без задних ног. Катя же напротив была бодра, потому ей удалось запечатлеть виды, которые я проспал.

Вокзал Гудермес.

Мечеть в Гудермесе.

Локомотив поезда Махачкала - Санкт-Петербург на ст. Гудермес.