Линия на Советскую Гавань. I. Пиванский тоннель.

Aug 16, 2021 21:05



Недовыбранная порода в тоннеле.


19.06.21

На Совгаваньскую ветку я попал через Хабаровск, куда прилетел «Авророй», дочкой «Аэрофлота». В отличие от «S7» на рейсах «Аэрофлота» полноценно кормят при продолжительности полёта свыше 3 часов, а т.к. перелёт был ночной, то я попробовал взять фруктовое питание, не опасаясь остаться голодным. У «Аэрофлота» подобная услуга бесплатна, жаль, что на рейсах Иркутск - Москва выбирать особо не из чего. А вот на рейс в Хабаровск еду везли из Хабаровска, где имеется собственный цех питания «Авроры».



Фруктовое питание.

Набор оказался из 5 фруктов, и не было ощущения, что пожадничали.

Хабаровск уже в аэропорту встретил мошкой, которая не особо кусалась, но постоянно вилась вокруг и норовила усесться на лицо и руки. Сдав рюкзак в вокзальную камеру хранения (новые автоматические по неадекватной цене), я уехал до конечной трамвая на юге города, и прошёл до ст. Красная Речка, где построили вокзал для пассажиров электричек.



Красная Речка.

Обратно на вокзал вернулся как раз на пригородном поезде. До Комсомольска-на-Амуре я ехал ночным фирменным поездом «Юность», цена на нижнюю купейную полку в котором из-за фирменности даже при покупке за 90 дней превышала три тысячи. Потому я взял билет за РЖДшные бонусы - расстояние там небольшое, и мне хватило всего 4000 бонусов.



Столик для верхних полок.

20.06.21



Спутниковый снимок маршрута передвижений 20 июня. Красная линия - мой путь пешком. Синяя линия - переправа через Амур на теплоходе. Чёрная линия - возвращение в город на попутке.



Карта передвижений 20 июня. Красная линия - мой путь пешком. Синяя линия - переправа через Амур на теплоходе. Чёрная линия - возвращение в город на попутке.



На станции Комсомольск-на-Амуре.

Станция Комсомольск-на-Амуре тупиковая, потому на ней можно увидеть такой необычный указатель. В западной горловине станции на первом разветвлении отходит линия на Тынду, а на соседнем Комсомольске-Сортировочном расходятся пути на Волочаевку на Транссибе и Советскую Гавань. Но по первоначальному проекту линия должна была продолжаться, выходя к Амуру и пересекая его мостом на несколько километров ниже по течению, чем современный. Правый (восточный) берег Амура в том месте крутой и высокий, потому сразу с моста поезд должен был въезжать в Пиванский тоннель длиной около 800 метров. Его начали строить в 1940 году, но по совокупности причин прерванное войной строительство так и не возобновили.

На вокзале Комсомольска-на-Амуре камера хранения старого типа стоимостью 200 руб./сутки. Необычным была особая услуга по хранению шин - всего 4 руб./сутки. Интересно, насколько она востребована.

В летний период с пятницы по воскресенье до Пивани, а точнее до садоводств на её окраине, дважды в день ходит теплоход. До утреннего рейса в 9 утра было ещё долго, и я прогулялся по городу пешком. Негативное впечатление произвели ямы на дорогах, впечатляющие даже пешехода, и заброшенное облагораживание набережной, на подходах к которой часть дорожек успело позарасти бурьяном. Но и приятные моменты были.



На привокзальной площади.



Шкаф связистов, разрисованный в рамках проекта #Таежныерисунки.

На теплоходе «ОМ-8», курсирующем до садоводства, примерно четверть пассажиров были «просто покататься» и сразу брали билеты туда-обратно. Интересно, что по пути в Пивань теплоход огибает остров Зелёный с западной стороны и выше по течению, а на пути в город - с востока и ниже по течению.



Совмещённый мост через Амур.



«Метеор» до Николаевска-на-Амуре и бывший речной вокзал.



Крест на полуострове у затона.





Остров Зелёный.



Правый берег Амура в месте пробивки Пиванского тоннеля.





Совмещённый мост через Амур.



Пристань Пивань.

По факту никакой пристани на правом берегу не было, все сходили на берег по лесенке, спускаемой с носа теплохода. Самым неприятным был верхний отрезок лестницы без поручней с цепочкой с одной стороны. Члены экипажа помогали пройти через него детям, пожилым людям и просто опасавшимся свалиться вниз.







Высадка на берег.

Изначально я полагал, что крутой правый берег непроходим, но оказалось, что пройти вполне можно, хотя один прижим пришлось обходить вброд глубиной сантиметров 60-70.



Обратный рейс проходил с другой стороны острова Зелёный.



Прижим, который можно обойти по скалам.

Точного местоположения западной стороны тоннеля у меня не было, точка в навигаторе была поставлена по отметке Викимэпии, слабо помогавшей на местности. Встреченные рыбаки, поднимавшиеся наверх по крутой тропке, сказали, что тоннель чуть назад и повыше. Полазив по крутому осыпному склону и ничего не найдя, я решил перевалить через гору и заходить со стороны садоводства, как планировал изначально. К этому моменту окончательно развалился замок у дешёвого рюкзачка, купленного в 2018 году в Мульте, и мне пришлось лазить с большим пакетом, что удобства не добавило.

Лес, через который я шёл к садоводству, был почти без подлеска, так что продираться сквозь кусты не пришлось. Зато на спуске к притоннельной выемке их вполне хватало. Местные дачники активно используют её в качестве свалки, а активисты периодически очищают от мусора. Я застал промежуточный вариант: мусор был, но не то чтобы сильно много.



Притоннельная выемка.



Восточный вход в тоннель.

Тоннель на различных участках был готов в очень разной степени. Почти везде можно было идти в полный рост, но в паре мест приходилось лезть на четвереньках, а в западный выход просто проползать.





В Пиванском тоннеле.



Тачка.

Во многих местах порода убрана не до конца и пересекает тоннель каменными мостами (в т.ч. заглавный снимок).



Каменный мост поперёк тоннеля.



Вода.



Рельсы для вагонеток.



Западный выход.

Выбравшись к Амуру, я понял, почему не нашёл тоннель со стороны берега. Мало того, что я не ожидал такой маленькой дырки, рассчитывая на полноценный портал, так и финальный отрезок пути к тоннелю был по весьма крутому склону, вдоль которого даже провесили верёвку в качестве перил. Посмотрев на предстоящий спуск, я решил, что проще будет вернуться через тоннель, несмотря на необходимость кое-где ползти.



Вид из восточного выхода.

От тоннеля я направился к станции Пивань и разъезду Амурский. На ст. Пивань убедился, что на линии на Советскую Гавань два нулевых километра. Первый - на ст. Комсомольск-Сортировочный, где линия начинается, а второй - на ст. Пивань, где стоит столб 17/0. Подозреваю, что это артефакт времён до постройки моста, когда до Пивании и обратно вагоны доставлялись через переправу.



Двухпутная вставка на перегоне Пивань - Блокпост 9 км.



Перрон ст. Пивань.



Разъезд Амурский.





Памятник неподалёку от Амурского моста.

В город я намеревался вернуться на автобусе с ничем не обозначенной на местности остановки у детского оздоровительного центра. Но вышедший из лагеря вожатый вызвался подвезти меня, и я довольно быстро вернулся к вокзалу, неподалёку от которого можно видеть зарастающие трамвайные пути - и в Комсомольске-на-Амуре городские власти прогнулись под маршрутчиков.



Зарастающие трамвайные пути.

Содержание

Железнодорожное, #Таежныерисунки, Дальний Восток, Следами былых дорог

Previous post Next post
Up