Остров Сахалин. XXVII. Дорога Японской империи. Мосты нечисти.

Dec 25, 2016 22:18

03.09.16

Начало пути - 8:48, высота 80 м.
Конец пути - 14:33, высота 137 м.



Ведьмин мост, вид снизу от ручья.


Поезд до дач на месте бывшего села Николайчук был заполнен процентов на 70. В субботу дачников было много больше, чем в предыдущий день. На первой по пути остановке Холмск-Сортировочный никто не зашёл и не вышел. Вскоре после этой станции мы свернули с магистральной линии, уходящей вдоль побережья на Невельск и Шахту-Сахалинскую. Несмотря на её магистральность, пассажирского движения там нет уже много лет. А вот по тупиковому ответвлению на протяжении первых шести километров ещё ходят пригородные поезда. Правда, только летом. Помахав на прощание морю, мы начали подниматься по узкой долине р. Тый. Вскоре проехали водохранилище Тайное, обеспечивающее водой Холмск. Затем с частотой 1 км потянулись три дачных остановки. Больше всего пассажиров вышло на второй из них.



Стоимость проезда на участке о/п 77 км пк 9 - Холмск - Томари.



Ступенчатый слив р. Тый по дамбе водохранилища.





Водохранилище Тайное.



Первый вагон дизель-поезда. Пассажирский салон короткий, так как значительную часть вагона занимает двигатель.



Второй (средний) вагон дизель-поезда.



О/п Николайчук.

Мы же доехали до конечной: о/п 77 км пк 9. Отсюда нам предстояло пройти 60 километров по разобранной линии, соединявшей ранее Южно-Сахалинск и Холмск напрямую (теперь нужно ехать больше двухсот километров вокруг через Томари). Линия прекратила своё существование из-за необходимости её реконструкции, а сложные условия, в которых она была проложена, не позволяли перешить её на колею 1524 мм - требовалось бы строить новую дорогу.



Схема маршрута на спутниковом снимке. Красная линия - пройденный нами путь. Оранжевая линия - кольцевой путь налегке у Чёртова моста. Большие красные кружки - места ночёвок, маленькие красные кружки - места обедов. Синие кружки - места начала и конца маршрута в Николайчуке и на Синегорской трассе.



Карта маршрута 3 сентября. Красная линия - наш путь. Синий кружок - место начала похода на о/п 77 км пк 9. Большой красный кружок - место ночёвки в долине р. Камышовая. Маленький красный кружок - место обеда в верховьях р. Камышовая

Солнца в этот день не было. Но по сахалинским меркам погода была хорошей: дождя нет, и тому рады.



О/п 77 км пк 9.



Японский дизель-поезд, вид спереди.



Впереди виднеется знак, красный прямоугольник: он запрещает дальнейшее проследование по линии.



Японский дизель-поезд на конечной остановке.

Первые пару километров мы шли по восстановленной железной дороге: до Чёртова моста иногда доезжают туристические поезда. Дальше рельсы отсутствовали почти на всём протяжении за исключением нескольких участков. Чёртов мост интересен как инженерное сооружение вдвойне. Во-первых, он сам по себе высотой 41 метр. Во-вторых, мост построен над противоснежной галереей, по которой железная дорога входит в тоннель №15, чтобы затем, развернувшись на 360 градусов и пройдя ещё через один тоннель, выйти на этот мост. Таким образом, железная дорога имеет в этом месте полную круговую петлю. Это было необходимо, чтобы набрать высоту для пересечения Южно-Камышового хребта - реки в долинах текут слишком круто, чтобы по ним можно было проложить железную дорогу.



Долина р. Тый.



Развалины на подходе к Чёртовому мосту.



Чёртов мост.





Чёртов мост и противоснежная галерея, примыкающая к тоннелю №15.



Чёртов мост, вдали виднеется галерея, пристроенная к тоннелю №14.



Катя у остатков дота.

Катя, вроде бы выздоровевшая после похода по сахалинским дебрям, снова приболела. Поэтому, а ещё и потому, что не хотела идти по мосту, она отказалась от того, чтобы пройти всю петлю. Оставив её с рюкзаками у остатков японского дота (они были у всех тоннелей), я пошёл по кругу. Видно было, что когда разбирали рельсы, по тоннелю ходили машины. Но стоило выйти наружу, как я упёрся в травяные заросли, прорезаемые небольшой тропкой. После восстановления участка железной дороге до моста, теперь сюда не проехать. Пройдя через второй тоннель (№14), я вышел на Чёртов мост. Идти по нему было довольно безопасно - помогали доски, уложенные для туристов, а где их не было - часто расположенные шпалы. На мосту рельсы были уже не сняты.



Чёртов мост над противоснежной галереей.



Вид из галереи, пристроенной к тоннелю №15 на железнодорожный тупик.



Галерея переходит в тоннель.



Вид из тоннеля №15.



Тоннель №15.



Остатки дота.



Тоннель №15 скрывается за травами.



Тропа между тоннелями №15 и №14.



Тоннель №14.



Вид из тоннеля №14.





Галерея, пристроенная к тоннелю №14.



Чёртов мост, вид от тоннеля №14.



Вид с Чёртова моста на нижнюю часть петли.

Надев рюкзаки, мы продолжили путь уже вдвоём. Рельсы, начавшиеся на мосту, не кончались. За двадцать с лишним лет, с 1993 года, на них выросли кусты, травы и деревья. Двухкилометровый участок между Чёртовым и Ведьминым мостами - самый длинный, где пути не разобрали. Причина: невозможность добраться до этого отрезка автотранспортом. Это был самый таинственный и волшебный участок дороги. Жаль, что таким недолгим.





Заросший путь.



Бывший дот у тоннеля №13.



Ручей перетекает рельсы.



Тоннель №13.



У портала тоннель №13.



Вид из тоннеля №13.



Галерея, пристроенная к тоннелю №13.

Ведьмин мост ещё страшнее, чем Чёртов: его высота 50 метров (навигатор показал вверху 217 метров над уровнем моря, в русле ручья под мостом - 162 метра). Но главное, что его зачем-то подожгли, и путь по нему гораздо сложнее, чем по Чёртовому. Может без рюкзака я бы и прошёл по нему, но рюкзак был, да и Катя идти поверху отказалась категорически - пришлось нам пересекать глубокую долину вниз-вверх. Склоны там были крутые, местами попадались колючки. Хотя иногда растительность была более благосклонной и позволяла спускаться, не боясь упасть. Внизу тёк небольшой ручеёк, следов цивилизации почти не наблюдалось. Катя спросила, а где мост-то. Я показал вертикально вверх: конструкция была в полусотне метров над нами. Это было впечатляюще. Затем - подъём, в конце которого просто пришлось себя вытягивать на руках по ставшему чрезмерно крутым склону - и мы на другой стороне распадка. С этой стороны сразу за мостом был тоннель №12, в котором виднелись следы квадроциклов - значит сюда можно уже приехать со стороны автодороги Южно-Сахалинск - Холмск.



Рельсы обрываются на Ведьминому мосту.



Вид на Ведьмин мост во время спуска к ручью.



Вид снизу на Ведьмин мост.



Несмотря на то, что линия не функционирует уже свыше двух десятков лет, вдоль неё проложен действующий кабель связи (в правой части кадра).

Обилие фотографий вынудило разбить этот день на две части, потому пока что на этом всё.

Содержание

Железнодорожное, Сахалин, Флора, Узкоколейки, Следами былых дорог

Previous post Next post
Up