Палатка в тоннеле №19.
Карта маршрута 31 августа и радиалок 31 августа и 1 сентября. Красная линия - наш путь. Розовые линии - радиалки. Красные кружки - места ночёвок у моря и в тоннеле.
Покинув станцию Новосёлово, вскоре мы дошли до первого заброшенного тоннеля, имеющего порядковый номер 20. Если километраж на этой линии идёт от Шахты-Сахалинской, т.е. вдоль западного побережья, то тоннели нумеруются от Южно-Сахалинска, причём первые пятнадцать из них находятся на недействующей линии Южно-Сахалинск - Холмск.
Северный портал тоннеля №20.
Несколько слов о том, почему несколько тоннелей было заброшено. В ходе подготовки Сахалинской железной дороги к перешивке на колею 1524 мм сначала пришлось менять все габариты, чтобы мог проходить материковый состав. Конечно, самым узким местом, причём в буквальном смысле, оказались тоннели. Японские тоннели имели ширину 3,4 м и высоту 4,59 м, в то время, как по нормативам российской колеи ширина должна быть 5,69 м, высота - 7,18 м. Для переделки тоннелей был построен специальный горнопроходческий комплекс, позволявший расширить их без перерыва в движении. Поэтому, если где-то можно было обойти старый тоннель, этой возможность пользовались. Так рядом с двумя тоннелями, что чуть южнее Новосёлова (19 и 20), были прорыты выемки, путь переложен, а сами тоннели остались памятником японским инженерам - действующие-то изменились до неузнаваемости. Стоит отметить, что практика замены тоннелей, где это возможно выемками, встречается и в других местах. Так, к примеру, тоннель Киркидай, восточнее Слюдянки, построенный изначально в двухпутном варианте, при электрификации был переоборудован в однопутный, а рядом была прорыта выемка, а не построен второй тоннель. Полагаю, что в первой половине XX века просто отсутствовала техническая возможность постройки глубоких и безопасных (с пологими откосами) выемок за разумное время - проще было пробить тоннель. Сейчас же разовые вложения в постройку выемки сторицей окупаются простотой в эксплуатации.
Тоннель №20 - прямой. Длина его - 270 метров. Внутри достаточно сыро, да ещё и шпалы выворочены так, что ровного места нет. Потому его, как место ночёвки, сразу отмели. Между 20-м и 19-м тоннелем насыпь прилично заросла, пришлось проламываться через высокие травы. Современный путь ушёл в сторону, примерно на сотню метров ближе к морю.
Внутри тоннеля №20.
Вид из северного портала тоннеля №20.
Вид из тоннеля №20 на тоннель №19.
Южный портал тоннеля №20.
Тоннель №19 - с поворотом. Он на десять метров короче №20, но в нём заметно суше, а у южного портала нашлась ровная площадка. Таким образом, мы нашли защищённое от дождя место, куда даже немало света проникает. Осталось лишь сходить до ручья в полутора сотне метров дальше, посмотреть, как обстоят дела с доступом к питьевой воде. Убедившись в отсутствии проблем с водой, мы поставили палатку, поменялись книгами, и продолжили чтение, попивая болгарское вино.
Северный портал тоннеля №20.
Замшелые шпалы.
Южный портал тоннеля №19.
Внутри тоннеля №19.
Катя у палатки.
Через пару часов погода окончательно улучшилась, облака ушли, так что мы решили прогуляться посмотреть на море. Вернулся оттуда я кружным путём, чтобы переснять портал 20-го тоннеля в хорошую погоду.
Море.
Путейская техника.
Вид с железной дороги на край тоннеля №19.
Южный портал тоннеля №20.
Ночью прошло два грузовых поезда, причём гул по воде начал доноситься минут за двадцать до самого поезда.
Первый день осени скорее напоминал настоящее лето. Найдя укрытие от ветра можно было даже загорать. Но вот на ветру таких мыслей не возникало - дуло там от всей души.
Лоток для стока воды.
Вид на море с прибрежной горки. Коричневый цвет у берега обусловлен разрушением обрывистых склонов волнами.
Второй книги мне до вечера не хватило бы, потому я на пару часов пошёл прогуляться до действующего тоннеля №18. Туда шёл по автодороге, обратно - по железной. Пройдя мимо заброшенной водонапорной башни, я вскоре добрался до указателя «Холмский район»; в другую сторону висела табличка «Томаринский район». Удивили расставленные с завидной регулярностью знаки «Опасные повороты» и «Обгон запрещён». Не сам факт их наличия, а нижеследующее. Итак, иду я, передо мной два вышеописанных знака с табличкой расстояния их действия: 4,2 км. Через 4,2 км снова точно такие же знаки уже с табличкой 3,9 км (и стоят в обратном направлении с подписью 4,2 км). Может и дальше также тянулось, не знаю, но тут было удивительно, почему нельзя было сразу указать протяжённость действия знаков 8,1 км. Или дорожники думают, что лучше почаще их поставить, чтоб водители не забыли? Никаких перекрёстков там не было, потому ими такую картину не объяснить.
Рельсы и волны.
Левый поворот.
Флажная растительность.
Автодорога проложена так, что, делая зигзаг, дважды проходит над тоннелем №18. Перевалив через горку, и спустившись вниз, я перешёл на пути и прошёл через переустроенный тоннель №18. Хотя визуально он не выглядел сильно больше японского габарита, видимо надо одновременно оба видеть, чтобы сравнивать.
Автодорога над тоннелем №18.
Южный портал тоннеля №18.
Виды из тоннеля №18.
Пока шёл назад, вдалеке проплыл паром из Холмска в Ванино.
Море внизу.
У горизонта виден паром, идущий в Ванино.
Подобные столбики встречались на железной дороге достаточно часто. Может быть, обозначают габарит пути?
Классический вид.
Вечером, скорее для проформы, я зашёл на сайт «Сахалинской пассажирской компании». Ого! На главной странице крупными буквами: «1 сентября все поезда на Сахалинской ж.д. отменены». Оказывается, что 31 августа из-за циклона в нескольких местах размыло железную дорогу между Взморьем и Поронайском. Грузовой поезд сошёл с рельс, а в ходе восстановительных работ погиб железнодорожник. Но на западном-то побережье, где проходит линия Холмск - Томари, дождей практически не было. А с середины дня 31 августа не упало ни капли. Но, видимо, управление ДВЖД, которому подчинена дорога на острове, решило подстраховать свою задницу, и, не вдаваясь в подробности об особенностях погоды на разных побережьях, просто отменить все поезда. Ведь, если поезд не пойдёт, то он точно не сойдёт с рельс, и никто не скажет, что «не было принято мер». А то, что пассажиры уехать не смогут, пусть и пути в нормальном состоянии - это уже дело десятое. Несколько утешало, что 2 сентября обещали возобновить движение всех пригородных, кроме Южно-Сахалинск - Тихая - Поронайск. В реальности уже под вечер 1 сентября пустили поезд от Холмска до Чехова и обратно, также продолжил движение пригородный от Южно-Сахалинска до Томари, остановленный в предыдущий день по станции Взморье. Спать мы ушли в некотором напряжении - было опасение, что 2 сентября поезда не запустят, и возникнет проблема, как добираться до Холмска.
Встав рано утром 2 сентября, во время сборов я услышал идущий поезд и специально выбежал из притоннельной выемки ближе к ручью, посмотреть, что же едет. Было большим облегчением увидеть дизель-поезд, проследовавший на Томари - после пятнадцатиминутной стоянки на конечной он должен был выдвинуться в обратный путь. Быстро дособиравшись, мы пошли назад к станции Новосёлово, где и дождались вожделенного состава.
Содержание