Суеверие крестьян проистекало из самого образа жизни, существования на грани выживания, полной зависимости его от капризов природных и мистических сил. В силу этого аграрная магия в духовном мире пахаря играла особую роль. Все действия были направлены на то, чтобы максимально оградить урожай, скот от неблагоприятного влияния. Вот некоторые из крестьянских поверий. В Болховском уезде сеять выезжали так, чтобы никто не видел, а во время жатвы оставляли несжатую полоску «Илье на бороду».
Художник А.Пластов "Жатва", 1945 год
Так, что несжатая полоска, что наводила на поэта «грустную думу» не пример крестьянской беспечности, а элемент агарной магии. «Вот тебе Илья - борода, на лето уроди нам ржи, да овса»,- приговаривали женщины, заламывая несжатые колосья и завивая их по солнышку.
Дома свистишь - деньги проглядишь
Эту примету знает каждый, даже самый далёкий от суеверий русский человек. Помимо того, что свистом, согласно народным поверьям, можно было привлечь в дом разную нечисть, ну и во-вторых свистеть в доме попросту невежливо. А можно было обидеть домового. Тогда он сбежит, прихватив с собой не только нажитое добро, но и покой. Со свистом в дом приходит ветер, который так-же может вынести из дома всё богатство. Неудивительно, что и моряки всегда боялись накликать свистом бурю. Кроме того, если свистеть в доме, можно "просвистеть" не только деньги, но и память. На самом же деле, свистеть - значит отвратить от себя лик Богородицы, а свистеть в доме, так или иначе, - к опустошению.
На порог ступишь - пращуров разбудишь
Примет, связанных с порогом целое множество, и не только в нашей культуре. Самые известные русские вариации на эту тему; через порог нельзя здороваться, передавать вещи, что-бы черти не разлучили или чтобы дети немыми не были. Порог это пограничная территория между внешним и внутренним пространством, территория, где обитают духи. И речь здесь не о всякой нечисти, а именно о духах. Дело в том, что для древних порог дома имел некое сакральное значение. Это место, где обитали духи пращуров, которые должны были охранять своих живых родственников от всяческого зла. Ведь в старину прах умерших нередко хоронили именно под порогом. Отсюда и особое отношение к этой части дома.
Соль просыпать - слёзы проливать
Наверное, почти каждый из нас, когда просыпает соль, так или иначе вспоминает одну из самых распространённых примет о том, что это сулит ссоры и несчастье. Соль в мировой культуре уже достаточно интересный и многогранный символ, однако русская народная традиция всегда придавала ей, прежде всего, бытовое значение. Считается, что эта примета появилась во времена бунтов и восстаний на Руси в середине XVII века, когда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и значение - просыпать попусту столь драгоценную вещь - неизбежно ведет к ссоре в доме. Но находчивый русский народ быстро находил способ избежать неприятностей. Достаточно просто рассмеяться, или дать себя ударить по лбу, или же посыпать голову рассыпанной солью. Позже стали шутить, что если еда пересолена - значит стряпуха влюблена в кого-то.
Одежда наизнанку - к перебранке
Вопреки другим народам, в русской традиции одетая наизнанку одежда не обещает человеку удачи. Народная мудрость формулирует это четко и ясно: "Платье наизнанку - либо пьян, либо бит будешь", а "плюнуть на платье невзначай - терпеть напраслину". Неудивительно, ведь раньше люди относились к одежде гораздо более бережно и аккуратно, чем современный человек. В старинные времена одежда выполняла ещё и некую охранную функцию. Недаром иногда на одежде изображались специальные узоры-обереги. Кроме того, она почти всегда была очень дорогой и одеть её неподобающим образом мог только безалаберный человек. Иногда этому придавали и хорошее, даже забавное, значение. Например говорили, что если у замужней бабы юбка завернулась при одевании, значит она скоро родит.
На себе шьёшь - память зашьёшь
Ещё одна примета, связанная с одеждой предупреждает, что нельзя зашивать одежду прямо на себе, так как можно память зашить. Это не только опасно физически, но еще и обладает некоторым мистическим оттенком. Впрочем, достоверно неизвестно, почему эта примета связана с памятью. Вероятнее всего, здесь силён языческий подтекст. Можно лишь предположить, что разгадка в том, что в старину, когда не было ни антибиотиков, ни антисептиков, а иглы были большие, кривые и, соответственно, неудобные, уколовшись иглой, можно было получить серьезное заражение крови или столбняк. Однако и для этой приметы народ придумал противодействие: чтобы обезопасить свою память от таинственных процессов, достаточно лишь взять нитку в рот. Так что и к этому суеверию стоит относиться с юмором.
На чужой след ступаешь - ноги теряешь
А вот со следами в русских суевериях все относительно просто. Пройдешь по чужому следу - чью-нибудь болезнь подберёшь, или ещё хуже судьбу. Но в старину люди иной раз всерьёз опасались, что следы могут быть "заговорены". А уж если тут поработал колдун - беды не миновать. И пускай сегодня многие суеверия кажутся нам нелепыми, всё равно, увидев чьи-то следы на песке, мы машинально обращаем на них внимание.
Бабий волос упадёт - трава не растёт
Особенное отношение было к волосам, прежде всего женским. Значение имел и цвет волос, и структура, так как по ним можно было определить иной раз и нрав человека. Не без основания считалось, что женщина с непокрытой и растрёпанной головой не должна выходить на улицу в грозу, иначе "громом убъёт". И разумеется, к простоволосым растрёпанным женщинам всегда относились настороженно: вдруг колдунья? Нельзя родственников стричь, нельзя хранить обрезанные волосы, а там где бабий волос упадет и вовсе - трава не растет. Так что неудивительно, что волосы наделялись некой мистической силой.
Постучать по дереву
Примета стучать по дереву одна из самых распространенных в мире. Точное её происхождение неизвестно, скорее всего, этот обычай появился ещё во времена язычества. Культ священных деревьев в языческой религии древних занимал особое место. Поклонение священным деревьям было связано с верой в то, что в дереве живут древесные духи. Многие народы верили, что священные деревья плачут, испытывают боль и духи, живущие в стволе дерева, умирают вместе со срубленным деревом. Поэтому вырубать деревья считалось святотатством и большим грехом. Многие обычаи, связанные с деревьями, дошли и до наших дней. Среди них и обычай трижды стучать по дереву. Связан он с верой в добрых духов. В древности считалось, что у каждого человека есть дух-хранитель, живущий в стволе конкретного дерева. Для того, чтобы дух услышал просьбу, нужно было три раза постучать по стволу, обхватить дерево руками и рассказать духу о своих желаниях. Если была вера в добрых духов, то вполне естественно предположение и о существовании злых духов. По другой версии, стучали по дереву для того, чтобы отпугнуть злых духов, защитить себя от сглаза.