Недавно Президент предложил создать новый музейный проект (вероятно, будет новый отдел в Музее Победы): «По мнению президента, демонстрация приказов нацистов стала бы «жестким напоминанием тем, кто забыл историю» и «достойным ответом тем, кто сегодня воюет с прошлым».
Путин считает, что России нужен национальный центр исторической памяти». Там были бы экспонированы: «Резонансные приказы, ставки и блокадные дневники ленинградцев, акты о капитуляции Германии и Японии».
Кстати, сам Музей Победы вызвал в СССР дискуссию, многие указывали, что памятников войны более чем достаточно, да и формат этот устаревший, что лучше сделать вместо очередного мемориального комплекса, современный открытый архив участников войны. Предложение тогда не прошло, но позже стало очевидно, что тренд был обозначен правильно.
Ну, откуда появилась идея понятно. Главной идей СВО был сделан левый антифашизм. Помимо прочего, рассчитывали на использование темы украинского антисемитизма. Но это сработало довольно слабо, к тому же США подстраховались, сделав ставку на этнического еврея во главе Украины. ВВП несколько раз поднимал этот вопрос, но, несмотря на его справедливость, большого резонанса он не вызвал. Буквально на днях был очередной мини-скандал, где уже ВВП умудрились обвинить в эксплуатации страданий еврейского народа и облыжных обвинениях киевских демократов.
В целом, розовый антифашизм Кремль использовал, чтобы не брать на вооружение идею русской ирреденты, она по факту существует как вспомогательная, а не главная. Естественно, всё это крайне искуственная конструкция, которая проигрывает украинской и западной концепции общемировой борьбы с имеприалистической агрессией квазитоталитарного толка Москвы.
Что касается национальной памяти, то проект имеет право на существование, но возникает вопрос, а почему национальная память ограничивается только 4-мя годами. Вообще-то в 20-м веке Россия претерпевала и другие подобные катастрофы. Это у нас замазывается, даже структуру потерь в ВМВ исказили в сторону кратного преувеличения потерь мирного населения, тогда как даже в СССР считалось, что потери армии - более 10 млн., не считая умерших в плену, составляют их большую часть. Это сделано опять-таки для оправдания сталинского режима.
Путин упомянул о 1.5 млн. еврейских жертв нацистов на Украине. Это более-менее официальная цифра, хотя оценки существуют по теме разные. Но Украина это другое государство, такое же с точки зрения Кремля как и Руанда или Бурунди, где совсем недавно был геноцид и погибло 800 тыс. только во время резни 1994 г. Евреев в РФ сейчас меньше 100 тысяч, зато есть среди многонациональных россиян хуту и тутси. А, например, казахов 600 тыс. и у казахов есть своя национальная память, в которой есть голод 30-х, когда погибло ок. 1.5 млн. казахов, причём Казахстан тогда входил в состав РСФСР. И почему эту память не будут увековечивать, чем казахи хуже?
То есть идея нормальная, но смотреть нужно шире, избирательная память будет похожа на лицемерие и политиканство. Тем более голод 1933 г. в РФ признан официально следствием насильственной коллективизации. А для СВО нужна русская национальная платформа, антифашизм и другие концепты должны идти прицепом.
Памятник жертвам голода 1933 г. в Алма-Ате: