1849.Спутник патриота №6. Циркуляр о кухаркиных детях

Mar 15, 2023 22:24



Делянов И.Д., 1867
Циркуляр это письмо, написанное одним лицом группе нескольких должностных лиц. Пресловутый циркуляр о кухаркиных детях написан министром народного просвещения Деляновым в 1887 г. Его использует западная, украинская и левацкая пропаганда для разжигания социальной розни и обвинений императорской России в притеснении низших слоев. Александр 3 известен своими глубоко ошибочными контрреформами, которые затормозили социальное развитие страны и привели к накоплению проблем, что дорого обошлось впоследствии.
Но трактовка данного циркуляра критиками крайне предвзята. Прежде всего, он касался не всего образования, а элитного, гимназий и прогимназий. В гимназиях в 1884 было 55 тыс. учеников, в реальных училищах - 13 тыс., а, например, в начальных школах ок. 3 млн. Циркуляр касался гимназического образования, которое было предназначено для воспроизводства имперской элиты, причём в России это была весьма по тем временам демократическая система. Гимназия давала право на поступление в Университет, Университет позволял без сложностей поступать на службу, служба давала дворянство. Так отец Ленина мещанин Илья Ульянов, будучи сыном бывшего крепостного, обрусевшего мордвина и крещенной калмычки, закончил гимназию и университет, дослужился до чина действительного статского советника и получил право на потомственное дворянство.

В 80-х годах количество гимназистов росло, достигнув 1887 г. 72 тыс. Острой проблемой стал наплыв евреев. Так из 60 тыс. гимназистов (после закрытия подготовительных классов и других мер) в 1887 г. более 6 тысяч было только иудейского вероисповедования, для сравнения из сельских сословий только 4 тыс. То есть никакого особого проникновения крестьян не наблюдалось. Солженицын, ссылаясь на еврейского активиста Слиозберга, пишет: «если у русских и теперь высшее образование получали главным образом состоятельные слои, то у евреев, наряду с состоятельными, в образование кинулись нижние социальные слои».

Формирование элиты тем самым подвергалось коррозии, так как одно дело дворянский кодекс чести, сильно другое привычки еврейских местечек решать вопросы, включая успеваемость. Солженицын указывает на революционность еврейского элемента, это тоже было, но не менее важно и влияние на учебный процесс и общую атмосферу гимназий.

Солженицын говорит не только о борьбе с революцией: «была и цель национальной защиты от проступающего неравновесия в образовании. Со слов приезжавшего тогда в Россию крупного еврейского банкира барона Морица фон-Гирша, Победоносцев изложил ему свою точку зрения так. Политика правительства исходит не из «вредности» евреев, а из того, что, благодаря многотысячелетней культуре, они являются элементом более сильным духовно и умственно, чем всё ещё некультурный тёмный русский народ, - и потому нужны правовые меры, которые уравновесили бы «слабую способность окружающего населения бороться».

В самом деле, евреев было в населении России меньше 3%, а в элитных школах их было более 10%, как-то не похоже на притеснения, отсюда и главное решение - введение процентных норм - 10% в черте оседлости, 5% в других губерниях, 3% - в столицах. Второй значимой мерой была ликвидация подготовительных классов, что затрудняло поступление, но, как мы видим, русские крестьяне особо и не рвались учиться.

Можно осуждать циркуляр, можно говорить о его реакционности, но не нужно подменять национальный аспект социальным, он тоже был, но скорее имел подчинённое значение. Умалчивание о подоплёке этого циркуляра является прямой и злонамеренной дезинформацией.

Также важно знать, что циркуляр на деле исполнялся со скрипом, а к 1900 г. вообще практически прекратил действие. Вокруг него много накручено, преувеличено. Характерный пример - воспоминания писателя Чуковского, который писал, что его исключили из 5 класса гимназии "из-за низкого происхождения". Но вопрос в том, что ему было всего 5 лет в 1887 г., следовательно, он сначала поступил в гимназию и отучился там 5 лет, что было бы невозможно, если бы циркуляр жёстко исполнялся.

история, циркуляр, образование, российская империя

Previous post Next post
Up