В прошлом году резко выросла в России смертность, да и рождаемость не на высоте. В результате естественная убыль сильно выросла и превысила 1 млн. (1.04 млн.). Последний раз такая большая убыль под миллион была в 2000 г. (958.5 тыс.), причём она была вызвана не столько кризисом 1998 года, сколько крайне неудачной, если не сказать больше, акцизной политикой государства.
Причиной нынешнего обострения демографического кризиса правомерно считают наступление вируса. Вообще по данным Института Хопкинса на текущий момент в мире смертность от новой болезни составила 5 млн. 664 тысячи, из них в России 324 тысячи. Наша доля непропорционально высока, почти 6% (5.7%), учитывая, что в населении Земли Россия составляет менее 2%. При этом выросла и смертность от других причин, что сделало нашу демографическую динамику совсем не блестящей на фоне большинства других стран.
По этому поводу развернулась критика Правительства за слабую работу и неумение справиться с задачей. Ну, прямо скажем, есть основания. Меры, предпринятые государством за прошедшие два годы борьбы за здоровье населения можно назвать как угодно, но только не эффективными. Конечно, было много сделано всякого, но слишком много сомнительных мероприятий или даже контрэффективных действий. Есть за что критиковать.
Однако, важна не критика сама по себе, а критика рациональная, за дело. Совсем не факт, что упрекающие государственные меры, сами понимают, что происходит и, что надо делать. Поэтому нужно внимательно смотреть, а кто и что предлагает и предлагал. В нашем случае есть стопроцентный тест на разумность. Если эксперт не выступал против принуждения к ношению перчаток, которое официально признано абсолютно неудачной мерой, помимо прочего, вызвавшего негативные последствия, то его уровень низкий и он сам не разбирается в вопросе. По крайней мере, от такого горе-эксперта требуется публичное покаяние, чтобы к нему относились хоть сколько-нибудь серьёзно. (
ссылка)