Jan 16, 2015 10:13
Ногликский и Охинский районы Севера Сахалина - это основные поставщики нефти и газа Сахалинской области на международный и российский рынок. «Эксон Лтд» и «Сахалин Энерджи», Роснефть и Газпром в этих районах добывают на суше и шельфе Сахалина нефть и газ. Доля поставки сжиженного газа только «Сахалин Энерджи» на мировой рынок составляет 5%. Еще это места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. По уровню жизни населения, наверно, одни из самых низких в Сахалинской области. Уровень безработицы составляет до 70% работоспособного коренного населения. Родовые общины и хозяйства, которые могли бы сократить безработицу в селах традиционного проживания КМНС, сами не могут существовать нормально в силу ряда причин, от них независящих. Это отсутствие рыбопромысловых участков, квот по традиционной хозяйственной деятельности, запрет реализации рыбы на местном рынке. Все эти факторы лишают родовые общины и хозяйства нормально развивать свою материально - техническую базу и создавать рабочие места.
В результате производственной деятельности этих крупных нефтяных и газодобывающих компаний нанесен непоправимый ущерб природе северного Сахалина. Загублены огромные территории, на которых происходит добыча углеродов. Эти компании могут возразить, что освоение месторождений происходит на территориях, которые не используются по традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Но с другой стороны на всех этих землях жили нивхи, уйльта и другие народы Севера, проживающие до начала XX века, когда началось промышленное освоение этих территорий. Нивхи вынуждены были уйти с этих земель, потому что в процессе освоения был нанесен непоправимый ущерб ягодникам, нерестилищам, лежбищам морских млекопитающих. На местах богатых природными ресурсами земель появились огромные зияющие раны, пустынные, загаженные промышленными отходами. Нерестовые реки опустошены, на их поверхностях плывут только нефтяные разводы. И если «Эксон Лтд» и «Сахалин Энерджи» более или менее пытаются исправить экологическую обстановку в местах своей деятельности, то российские компании Роснефть и Газпром считают эти траты излишними. Стоит только посмотреть на нефтепромыслы Охинского и Ногликского районов. При этом Охинский нефтепромысел за более 80 - летний период своего существования нанес наиболее ощутимый урон природе северного Сахалина. Дно залива Уркт возле г. Оха, покрыт слоем асфальта, образовавшегося из отходов с нефтепромысла. Реки, когда - то богатые рыбой, нерестилища кеты, стали сточными канавами нефтепромысла. Газпром в с. Вал установил мусоросжигатель в непосредственной близости от поселка и в данный момент весь дым от сжигания промышленного мусора идет в село. Жители села отмечают повышенную загазованность от этого мусоросжигателя. Какие вредные примеси несет в себе дым от этого объекта?
Казалось бы, все эти крупные компании, «Эксон Лтд» и «Сахалин Энерджи», Роснефть и Газпром должны как - то возмещать ущерб, нанесенный их деятельностью, территориям традиционного природопользования КМНС по совести, по долгу перед ныне живущими и потомками. Ссылаются на существующее Российское и областное законодательство, где возмещение ущерба не урегулировано, нет соответствующих подзаконных актов и нормативов. Все они с готовностью выделяют деньги на всевозможные праздники, фестивали, круглые столы и семинары, на разовые благотворительные акции. Таким образом все эти крупные компании выстраивают свой положительный имидж радетелей сохранения национальной традиционной культуры малых народов, их традиционного образа жизни. Но не праздниками и фестивалями живет человек. Людям, не имеющим работы очень важно, чем накормить детей, во что их одеть, как дать им проф. образование. Им нужна уверенность в завтрашнем дне!
Эти проблемы могли бы решить промышленные компании. Но эти компании совсем не хотят вкладывать в инвестирование долгосрочных проектов. Если раньше СМНГ (ныне дочерняя организация Роснефти) в Охинском районе шефствовало над школой - интернатом в с. Некрасовка и реально помогала с ремонтом школы, закупала мебель, оборудование и т.д. на протяжении многих лет, то сейчас это единовременные акции благотворительности. Иначе их не назовешь. Все нефте - и газодобывающие предприятия на севере Сахалина лицензированы на 40 - 50 лет, но ни одна компания не проводит профориентацию по своим специальностям среди малочисленных народов. Эти компании вообще не заинтересованы в том, чтобы привлекать специалистов из местного населения. Трудоустройство местного населения идет только в сервисные обслуживающие компании горничными, кух. рабочими и прачками. Воспитывать своих специалистов из числа местного населения эти крупные промышленные компании не хотят. Казалось бы, чего проще вырастить своих специалистов на месте и принять их после обучения на работу. В последующем, сократились бы затраты на дорогу приезжих рабочих и ИТР, сформировался бы свой резерв работников, которые были бы на месте и готовы были бы приступить к работе в любой момент. Политика этих компаний - это мировоззрение временщиков: пришел, выкачал все что можно и после меня хоть трава не расти.
Добывая природные ископаемые на землях исконного проживания нивхов, уйльтов, эвенков и других коренных народов севера Сахалинской области нефтяные и газовые компании практически уничтожают наши охотничьи, рыболовные угодья, лишая нас возможности комфортного проживания в местах традиционного проживания, на наших исконных, родных землях. При этом грубо нарушаются права коренных малочисленных народов, нарушаются международные конвенции. Такого, откровенно захватнического отношения к коренным малочисленным народам Севера нет ни в одной другой стране мира. Сегодня мы практически живем в резервациях, постепенно вымирая.
Сахалинская власть, призванная заботится о своих гражданах, защитой наших интересов не занимается. Свою работу сводит к показушности, лишь обозначая заботу, тратя на это обозначение государственные деньги.
Более того, власть в лице нынешнего губернатора Хорошавина активно участвует в политике дискриминации и выживания нас с наших исконных земель. Так при соучастии губернатора его родственником Павленко был осуществлен рейдерский захват национального рыбколхоза «Красная Заря». Десятки, сотни нивхов лишились не только работы, но и средств к существованию.
Наши обращения в правоохранительные органы за защитой ни к чему не привели, т.к. местные правоохранительные структуры полностью подконтрольны местной власти, а местные следователи вместо проведения расследования, используя нашу юридическую безграмотность и финансовую неспособность нанять хорошего адвоката, всячески выгораживают мошенника Павленко, помогая ему уйти от ответственности.
Нашим обращения за помощью к «народным избранникам» также не имеют успеха. Ни депутат Государственной Думы от Сахалинской области Карлов, ни сахалинский сенатор Верховский не только не помогли нам в нашей беде, эти господа даже не соизволили ответить на наши обращения. Им наплевать на закон и на жителей Сахалина.
Наши обращения к Президенту возвращаются для рассмотрения на Сахалин к подчиненным тех лиц, на бездействие либо на незаконные действия которых мы жалуемся.
Получается заколдованный круг, в котором не добиться правды и справедливости. Когда власть живет своей жизнью отдельно от народа. Когда власти откровенно наплевать на нужды и проблемы простых граждан.
Получается, что они все заодно - наш губернатор, депутаты и сенаторы. Они объединились против нас, простых сахалинцев.
Чем быстрее мы: нивхи, уйльты, эвенки вымрем, тем больше у них будет возможностей распродавать Сахалин.