Немного об истории российской промышленной модернизации.
Юзовка (Донецк) до революции
ВСЕ железные дороги России того времени строились исключительно на кредитные деньги - на облигационные займы. БОльшая часть железных дорог была построена при Александре III,
После заключения русско-французского договора (заключенного при Александре III - см. эпизод с французским флотом и французским гимном - "Марсельезой") ускоренное развитие российской промышленности финансировалось французскими деньгами - т.н."Русскими займами", которые не были оплачены большевиками и которые втридорога были оплачены относительно недавно.
Витте просто продолжил эту политику, расширив круг заемщиков.
У тогдашней банковской системы России просто не хватало собственных средств на финансирование экономики и ускоренную модернизацию во второй половине 19 века. Отсюда и иностранные займы. Начало этой политики - даже не Александр III, а Александр II.
Кроме привлечения иностранных капиталов в форме займов всеми правительствами царской России второй половины девятнадцатого - начала двадцатого века проводилась политика привлечения в страну прямых иностранных инвестиций. В Санкт-Петербурге было построено большое количество заводов, владельцами которых были иностранцы - французы ("Франко-русский завод"), немцы ("Сименс" - нынешняя "Электросила"), шведы (заводы Нобеля, завод "Эрикссон") и так далее. Также во второй половине девятнадцатого века - начале двадцатого века проводилась политика привлечения в страну иностранного капитала в форме концессий, которую Ленин позднее считал грабительской.
Кстати, многие предприятия Донбасса до революции первоначально создавались именно иностранным капиталом. Собственно Донецк - возник как Юзовка вокруг построенного инженером Юзом завода на условиях концессии. Донецкий машиностроительный завод ранее назывался "машиностроительный и чугунолитейный завод
Боссе Э. Т. и
Геннефельда Р. Г."
Один из районов Юзовки, в котором жили иностранные инженеры до революции ранее назывался"Английская колония".
Если говорить о Луганске, то один из крупнейших заводов - тогда Луганский паровозостроительный завод в 1896 году был построен немецким промышленником Густавом Гартманом. Оборудование было полностью привезено из Германии.
Добавить этот блог в друзья Фейсбук Твиттер