О евреях по отцу и иудеях по матери.

Jul 26, 2013 10:38


О евреях по отцу и иудеях по матери.

В государстве Израиль сознательно смешивают понятия "еврей" и "иудей". Для определения еврейства в Израиле применяется религиозный галахический подход иудаизма - определение по матери, по крови.

В России еврейство  считалось по происхождению равным образом от обоих родителей - и только по отцу, и только по матери.

Возвращаясь к случаю с Семеном Якерсоном.

http://mikhailosherov.livejournal.com/308956.html



Со слов людей, работавших и работающих в еврейских организациях Санкт-Петербурга, отбор детей на программу "Таглит" осуществляется по галахическим принципам со строгой проверкой еврейства по матери. К вопросу о Законе о Возвращении, расизме, иудаизме и так далее.

Найти в России человека, сделавшего для еврейской культуры, еврейской книги и еврейской истории больше Семена Якерсона, чрезвычайно трудно. Его лекции о свитках Мертвого моря, его рассказы о еврейской книге яркие и незабываемые.

В данном вопросе, в данной теме меня интересует различие в индентификации еврейства в Израиле и в России. И отношение израильских эмигрантов 1960-х - 1970-х годов к нынешней еврейской диаспоре, к настоящим евреям, которых в Израиле почти не осталось.

Многие в Израиле смешивают понятия "еврейство" и "иудаизм". Я не считаю уверование эфиопами или другими неевреями иудаизма фактом их новой причастности к еврейству. .

Еврейство - это традиции, культура, самоидентификация и происхождение. Я так же, как и другие российские и русскоязычные евреи, так же, как и те, кто в свое время приняли в Израиле Закон о Возвращении, считаю, что происхождение может быть идентифицировано по отцу, причем без всяких анализов ДНК.

Иудаизм - не культура и не самоидентификация. Для меня уверовавший в иудаизм нееврей не становится евреем.

В связи с этим я считаю деятельность программы "Таглит" в ее нынешнем виде с признанием еврейства только по матери вредной и противоречащей Закону о Возвращении.

Еще раз - слово Семену Якерсону:

"Переход от понятия «еврейское самосознание» к «еврейской крови» создает, на мой взгляд, опаснейший прецедент и, по сути, меняет общий подход к современному пониманию термина «еврей». Этот подход не соответствует общепринятому сегодня взгляду этнографии на понятие «национальность», не соответствует моему представлению о еврейских духовных ценностях и вызывает недоумение у всех моих коллег, специалистов по иудаике (как в России, так и за рубежом), которым я успел рассказать о данном «казусе определения еврейства».

Предложение уточнения еврейского происхождения Марии через проведения анализа ДНК, а не через свидетельства уважаемых членов еврейской общины, кажется мне совершенно не свойственным нашей культуре и вызывает, увы, ассоциации с самой страшной страницей истории еврейского народа… К сожалению, уместно напомнить, что в вопросе «полукровок» нацисты уделяли особое внимание определению, в какой культуре ребенок воспитывался и как самоидентифицировался."

Семен Мордухович Якерсон, доктор исторических наук, заведующий кафедрой семитологии и гебраистики Санкт-Петербургского Государственного Университета, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, куратор экспозиции «История и культура евреев на территории России» Российского этнографического музея, лауреат почетной медали Евро-Азиатского еврейского конгресса «За заслуги перед еврейским народом» (Иерусалим, 28 июля 2005 г.)

22 июля 2013 г.

Санкт-Петербург

Отсюда - http://morashtenu.org.il/taclit/

Upd.

Дело Освальда Руфайзена (отца Даниэля) в Верховном Суде Израиля.

Википедия.

Когда ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 01.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел»).

В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем - если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. Он не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу в «национальном плане». Галаха также видит в нём еврея. Исправленная же в июле 1958 года директива Бер-Иегуды и «процедурные распоряжения» Шапиры не соответствуют точной формулировке Закона о возвращении и, следовательно, не законны.

Верховный суд признал, что Галаха считает выкрестов евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Суд признал, что «процедурные распоряжения» Шапиры - это ведомственная инструкция низшего порядка, не соответствующая израильскому законодательству. Суд признал и то, что ни один израильский закон не определяет понятие «еврей».

Верховный суд постановил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм и, исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие «еврей» следует толковать не в строго галахическом смысле, а, ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Тем самым, по мнению Верховного суда,

« еврей это тот, кого другие евреи считают евреем. »

Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно Закону о возвращении, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.

дискриминация, иудаизм, эмиграция, алия, диаспора, Россия, русскоязычные, Израиль

Previous post Next post
Up