О евреях по отцу и иудеях по матери.
В государстве Израиль сознательно смешивают понятия "еврей" и "иудей". Для определения еврейства в Израиле применяется религиозный галахический подход иудаизма - определение по матери, по крови.
В России еврейство считалось по происхождению равным образом от обоих родителей - и только по отцу, и только по матери.
Возвращаясь к случаю с Семеном Якерсоном.
http://mikhailosherov.livejournal.com/308956.html Со слов людей, работавших и работающих в еврейских организациях Санкт-Петербурга, отбор детей на программу "Таглит" осуществляется по галахическим принципам со строгой проверкой еврейства по матери. К вопросу о Законе о Возвращении, расизме, иудаизме и так далее.
Найти в России человека, сделавшего для еврейской культуры, еврейской книги и еврейской истории больше Семена Якерсона, чрезвычайно трудно. Его лекции о свитках Мертвого моря, его рассказы о еврейской книге яркие и незабываемые.
В данном вопросе, в данной теме меня интересует различие в индентификации еврейства в Израиле и в России. И отношение израильских эмигрантов 1960-х - 1970-х годов к нынешней еврейской диаспоре, к настоящим евреям, которых в Израиле почти не осталось.
Многие в Израиле смешивают понятия "еврейство" и "иудаизм". Я не считаю уверование эфиопами или другими неевреями иудаизма фактом их новой причастности к еврейству. .
Еврейство - это традиции, культура, самоидентификация и происхождение. Я так же, как и другие российские и русскоязычные евреи, так же, как и те, кто в свое время приняли в Израиле Закон о Возвращении, считаю, что происхождение может быть идентифицировано по отцу, причем без всяких анализов ДНК.
Иудаизм - не культура и не самоидентификация. Для меня уверовавший в иудаизм нееврей не становится евреем.
В связи с этим я считаю деятельность программы "Таглит" в ее нынешнем виде с признанием еврейства только по матери вредной и противоречащей Закону о Возвращении.
Еще раз - слово Семену Якерсону:
"Переход от понятия «еврейское самосознание» к «еврейской крови» создает, на мой взгляд, опаснейший прецедент и, по сути, меняет общий подход к современному пониманию термина «еврей». Этот подход не соответствует общепринятому сегодня взгляду этнографии на понятие «национальность», не соответствует моему представлению о еврейских духовных ценностях и вызывает недоумение у всех моих коллег, специалистов по иудаике (как в России, так и за рубежом), которым я успел рассказать о данном «казусе определения еврейства».
Предложение уточнения еврейского происхождения Марии через проведения анализа ДНК, а не через свидетельства уважаемых членов еврейской общины, кажется мне совершенно не свойственным нашей культуре и вызывает, увы, ассоциации с самой страшной страницей истории еврейского народа… К сожалению, уместно напомнить, что в вопросе «полукровок» нацисты уделяли особое внимание определению, в какой культуре ребенок воспитывался и как самоидентифицировался."
Семен Мордухович Якерсон, доктор исторических наук, заведующий кафедрой семитологии и гебраистики Санкт-Петербургского Государственного Университета, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, куратор экспозиции «История и культура евреев на территории России» Российского этнографического музея, лауреат почетной медали Евро-Азиатского еврейского конгресса «За заслуги перед еврейским народом» (Иерусалим, 28 июля 2005 г.)
22 июля 2013 г.
Санкт-Петербург
Отсюда -
http://morashtenu.org.il/taclit/ Upd.
Дело Освальда Руфайзена (отца Даниэля) в Верховном Суде Израиля.
Википедия. Когда ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 01.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел»).
В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем - если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. Он не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу в «национальном плане». Галаха также видит в нём еврея. Исправленная же в июле 1958 года директива Бер-Иегуды и «процедурные распоряжения» Шапиры не соответствуют точной формулировке Закона о возвращении и, следовательно, не законны.
Верховный суд признал, что Галаха считает выкрестов евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Суд признал, что «процедурные распоряжения» Шапиры - это ведомственная инструкция низшего порядка, не соответствующая израильскому законодательству. Суд признал и то, что ни один израильский закон не определяет понятие «еврей».
Верховный суд постановил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм и, исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие «еврей» следует толковать не в строго галахическом смысле, а, ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Тем самым, по мнению Верховного суда,
« еврей это тот, кого другие евреи считают евреем. »
Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно Закону о возвращении, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.