Ури Авнери про нас. В "Араб Ньюс".

Apr 27, 2013 15:38


Ури Авнери про нас. В "Араб Ньюс".



http://arabnews.com/news/449575

Role of Israel’s Russian Jews in peace process
27 April 2013

Несколько интересных моментов.

"Сотни тысяч светских, многие - неевреи. многие - из смешаных, интернациональных семей - фактически, наши потенциальные союзники.

Но, они говорят по-русски, построили себе новое гетто и смотрят на местных восточных свысока, хотят в США, голосуют за русскоязычных и генералов, ненавидят арабов.

Бен-Гурион зазывал сюда евреев, но когда они приехали, не сделал для них ничего.

Левые пытались их привлечь, но ничего не получилось.

Левые были недостаточно настойчивы. Привлечь русскоязычных - очень важная задача."

Прошу прощения за краткий тезисный перевод.

Upd.

Перевод -

http://news.israelinfo.ru/politics/45424

Ури Авнери: без «русских» мира не будет



Ури Ав­не­ри, ос­но­ва­тель дви­же­ния «Гуш Ша­лом», при­зна­ет, что из­ра­иль­ский «ле­вый ла­герь» несет от­вет­ствен­ность за «пра­вую» ори­ен­та­цию «рус­ской ули­цы». Опуб­ли­ко­ван­ная в суб­бо­ту ста­тья Ав­не­ри о «ро­ли из­ра­иль­ских рус­ских ев­ре­ев в мир­ном про­цес­се», за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния тех, о ком он пи­шет, по­это­му при­во­дим пол­ный ее пе­ре­вод:

"Ко­гда в 1990-м на­ча­лась ги­гант­ская вол­на алии из Со­вет­ско­го Со­ю­за, мы бы­ли ра­ды.



В первую оче­редь, по­то­му, что ве­рим, что лю­бая алия - бла­го для стра­ны. И это, в це­лом, прав­да.

Во-вто­рых, мы бы­ли уве­ре­ны, что имен­но эта алия под­толкнет стра­ну в пра­виль­ном на­прав­ле­нии. Эти лю­ди, го­во­ри­ли мы се­бе, 70 лет вос­пи­ты­ва­лись в ду­хе ин­тер­на­цио­на­лиз­ма. Они толь­ко что сверг­ли же­сто­кую дик­та­ту­ру, так что они долж­ны быть убеж­ден­ны­ми де­мо­кра­та­ми. Мно­гие из них не евреи, а лишь род­ствен­ни­ки ев­ре­ев, ино­гда до­воль­но даль­них. Та­ким об­ра­зом, мы по­лу­ча­ем сот­ни ты­сяч но­вых граж­дан - свет­ских, ин­тер­на­цио­на­ли­стов, не на­цио­на­ли­стов, в ко­то­рых мы так нуж­да­ем­ся. Они вне­сут по­зи­тив­ный эле­мент в тот де­мо­гра­фи­че­ский «кок­тейль», ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой Из­ра­иль.

Кро­ме то­го, еще с до­го­судар­ствен­ных вре­мен ев­рей­ский ишув в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни со­зда­вал­ся им­ми­гран­та­ми из цар­ской и пост-ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, так что но­вые ре­па­три­ан­ты на­вер­ня­ка лег­ко во­льют­ся в об­ще­ство.

Вот так мы ду­ма­ли.

Ре­аль­ность ока­за­лась пря­мо про­ти­во­по­лож­ной.

Ре­па­три­ан­ты из быв­ше­го СССР - «рус­ские» как их тут обыч­но зо­вут, - во­все не вли­лись в об­ще­ство. Они оста­лись от­дель­ным со­об­ще­ством, жи­ву­щим в изо­ли­ро­ван­ном гет­то.

Они про­дол­жа­ют го­во­рить по-рус­ски. Они чи­та­ют соб­ствен­ные рус­ские га­зе­ты - сплошь на­цио­на­ли­сти­че­ские и ра­сист­ские. Они го­ло­су­ют за свою соб­ствен­ную пар­тию, воз­глав­ля­е­мую вы­ход­цем из Мол­да­вии Иве­том (ныне Ави­гдо­ром) Ли­бер­ма­ном. Они прак­ти­че­ски не кон­так­ти­ру­ют с дру­ги­ми из­ра­иль­тя­на­ми. В свои пер­вые два го­да в стране они, в ос­нов­ном, го­ло­со­ва­ли за Ицх­а­ка Ра­би­на и «Аво­ду», но не по­то­му, что он обе­щал мир, а по­то­му, что он был ге­не­ра­лом, и им пред­ста­ви­ли его как вы­да­ю­ще­го­ся во­ен­но­го. С тех пор они по­сле­до­ва­тель­но го­ло­су­ют за крайне-пра­вых.

Очень зна­чи­тель­ное их боль­шин­ство нена­ви­дит ара­бов, от­вер­га­ет мир, под­дер­жи­ва­ет по­се­лен­цев и из­би­ра­ет пра­вые пра­ви­тель­ства. По­сколь­ку они те­перь со­став­ля­ют по­чти 20% на­се­ле­ния Из­ра­и­ля, это один из глав­ных фак­то­ров из­ра­иль­ско­го сдви­га впра­во. Но по­че­му, с ка­кой ста­ти это так? Есть несколь­ко тео­рий, и, ве­ро­ят­но, все они пра­виль­ны.

Од­ну из них я услы­шал от вы­со­ко­по­став­лен­но­го рос­сий­ско­го чи­нов­ни­ка. «Во вре­ме­на СССР евреи бы­ли со­вет­ски­ми граж­да­на­ми, как и все осталь­ные. Но ко­гда Со­юз рас­пал­ся, все раз­бе­жа­лись по сво­им на­цио­наль­ным «до­мам» евреи оста­лись ни с чем - по­это­му они по­еха­ли в Из­ра­иль и ста­ли боль­ши­ми из­ра­иль­тя­на­ми, чем осталь­ные из­ра­иль­тяне. Да­же неев­реи ста­ли из­ра­иль­ски­ми су­пер-пат­ри­о­та­ми».

Дру­гая тео­рия зву­чит так: «Ко­гда рух­ну­ла ком­му­ни­сти­че­ская идео­ло­гия, ее ме­сто мог за­нять толь­ко на­цио­на­лизм или ре­ли­гия. На­се­ле­ние бы­ло про­пи­та­но то­та­ли­тар­ны­ми уста­нов­ка­ми, пре­зре­ни­ем к де­мо­кра­тии и ли­бе­ра­лиз­му, жаж­да­ло силь­но­го во­ждя. В се­вер­ных рес­пуб­ли­ках СССР был очень рас­про­стра­нен ра­сизм «бе­ло­го» на­се­ле­ния про­тив «чер­ных» из юж­ных рес­пуб­лик. При­е­хав в Из­ра­иль, рос­сий­ские евреи и неев­реи при­вез­ли эти уста­нов­ки с со­бой. Они про­сто ста­ли нена­ви­деть ара­бов вме­сто ар­мян, че­чен­цев и про­чих. И эти уста­нов­ки еже­днев­но под­пи­ты­ва­ют­ся рус­ско­языч­ны­ми га­зе­та­ми и теле­ви­де­ни­ем». Я за­ме­чал эти тен­ден­ции, ко­гда впер­вые при­е­хал в Со­вет­ский Со­юз в 1990 го­ду, в эпо­ху гор­ба­чев­ской «глас­но­сти». Рань­ше я при­е­хать не мог - мое имя по­сто­ян­но вы­чер­ки­ва­ли из всех спис­ков де­ле­га­ций, при­гла­шен­ных по­зна­ко­мить­ся с до­сти­же­ни­я­ми со­вет­ско­го оте­че­ства. По­че­му - я не знаю (за­бав­но, что ме­ня вы­чер­ки­ва­ли и из спис­ков го­стей по­соль­ства США, и од­но вре­мя у ме­ня бы­ли боль­шие слож­но­сти с по­лу­че­ни­ем аме­ри­кан­ской ви­зы. Воз­мож­но, из-за то­го, что я при­ни­мал уча­стие в де­мон­стра­ци­ях про­тив вой­ны во Вьет­на­ме. Я, долж­но быть, один из немно­гих в ми­ре, кто мо­жет по­хва­стать­ся од­новре­мен­ным по­па­да­ни­ем в чер­ные спис­ки ЦРУ и КГБ)

Я по­ехал в Рос­сию пи­сать кни­гу о па­де­нии ком­му­ни­сти­че­ских ре­жи­мов в Во­сточ­ной Ев­ро­пе (они вы­шла на иври­те под на­зва­ни­ем «Ле­нин здесь боль­ше не жи­вет»). Нам с Ра­хель очень по­нра­ви­лась Москва, но хва­ти­ло несколь­ких дней, чтобы ощу­тить вез­де все­про­ни­ка­ю­щий ра­сизм. К граж­да­нам с тем­ной ко­жей от­но­си­лись с нескры­ва­е­мым пре­зре­ни­ем. Ко­гда мы на рын­ке на­ча­ли пе­ре­шу­чи­вать­ся с про­дав­ца­ми-южа­на­ми, най­дя с ни­ми мгно­вен­ный кон­такт, наш юный ми­лый рус­ский пе­ре­вод­чик с се­рьез­ным ли­цом вполне де­мон­стра­тив­но ото­шел в сто­ро­ну.

Мы с дру­зья­ми встре­ча­ем­ся каж­дую неде­лю уже 50 лет. Ко­гда ста­ли при­ез­жать «рус­ские», мы де­ла­ли «стол» в тель-ави­вском ка­фе Кас­сит, ле­ген­дар­ном ме­сте встреч ху­дож­ни­ков, пи­са­те­лей и то­му по­доб­ных. Од­на­жды мы за­ме­ти­ли, что груп­па мо­ло­дых  «рус­ских» ре­па­три­ан­тов  ор­га­ни­зо­ва­ли соб­ствен­ный «стол». Мы, пол­ные сим­па­тии и лю­бо­пыт­ства, на­ча­ли вре­мя от вре­ме­ни к ним при­со­еди­нять­ся.

Вна­ча­ле все по­лу­ча­лось, за­вя­за­лись несколь­ко дружб. Но по­том слу­чи­лось нечто стран­ное. Они на­ча­ли нас сто­ро­нить­ся, да­вая по­нять, что мы для них - лишь некуль­тур­ные ближ­не­во­сточ­ные вар­ва­ры, недо­стой­ные об­ще­ства лю­дей, вос­пи­тан­ных на Тол­стом и До­сто­ев­ском. До­воль­но ско­ро они ис­чез­ли у нас из ви­ду.

Мне на­пом­ни­ли об этом слу­чае в про­шлую пят­ни­цу, ко­гда за на­шим сто­лом раз­го­ре­лась необы­чай­но бур­ная дис­кус­сия. У нас бы­ла го­стья, мо­ло­дая об­ра­зо­ван­ная «рус­ская» да­ма, за­ни­ма­ю­ща­я­ся на­у­кой. Она об­ви­ни­ла «ле­вых» в без­раз­лич­ном и по­кро­ви­тель­ствен­но-вы­со­ко­мер­ном от­но­ше­нии к «рус­ским» - что, по ее сло­вам, и толк­ну­ло «рус­ских» впра­во. Дру­гая да­ма, из­вест­ная ак­ти­вист­ка борь­бы за мир, гнев­но воз­ра­зи­ла, что «рус­ские» при­е­ха­ли в стра­ну с по­чти фа­шист­ски­ми взгля­да­ми.

Я со­гла­сил­ся с ни­ми обе­и­ми. От­но­ше­ние из­ра­иль­тян к но­вым ре­па­три­ан­там все­гда бы­ло несколь­ко стран­ным. Та­кие ли­де­ры, как Да­вид Бен-Гу­ри­он от­но­си­лись к си­о­нист­ской им­ми­гра­ции так, как буд­то един­ствен­ной про­бле­мой яв­ля­ет­ся до­став­ка «олим». Они до­би­ра­лись до са­мых даль­них кра­ев, чтобы при­вез­ти от­ту­да ев­ре­ев в Из­ра­иль но как толь­ко евреи при­ез­жа­ли, их бро­са­ли на про­из­вол судь­бы. Нет, ко­неч­но - бы­ла ка­кая-то ма­те­ри­аль­ная по­мощь, да­ва­ли жи­лье, но для ин­те­гра­ции их в об­ще­ство не де­ла­лось прак­ти­че­ски ни­че­го. Так бы­ло и с  мас­со­вой им­ми­гра­ци­ей ев­ре­ев из Гер­ма­нии в 30-х, и с во­сточ­ной али­ей 50-х, и с «рус­ски­ми» в 90-х. Ко­гда евреи из Рос­сии про­де­мон­стри­ро­ва­ли яв­ное пред­по­чте­ние США, на­ше пра­ви­тель­ство на­да­ви­ло на аме­ри­кан­скую адми­ни­стра­цию, и та за­кры­ла пе­ред ни­ми во­ро­та, так что их прак­ти­че­ски вы­ну­ди­ли ехать сю­да. А ко­гда они при­е­ха­ли, их оста­ви­ли со­би­рать­ся  в гет­то, вме­сто то­го, чтобы  по­ощ­рять разъ­ез­жать­ся и рас­се­лять­ся сре­ди нас.

Из­ра­иль­ские ле­вые не ста­ли тут ис­клю­че­ни­ем.  Ко­гда сла­бые уси­лия при­влечь «рус­ских» в ла­герь ми­ра не при­нес­ли успе­ха, их предо­ста­ви­ли са­мим се­бе. Моя ор­га­ни­за­ция «Гуш ша­лом» од­на­жды рас­про­стра­ни­ла 100,000 эк­зем­пля­ров про­грамм­но­го тек­ста «Прав­да про­тив прав­ды: ис­то­рия кон­флик­та» на рус­ском язы­ке, но, по­лу­чив один-един­ствен­ный от­клик, мы разо­ча­ро­ва­лись: оче­вид­но, «рус­ским» пле­вать на ис­то­рию этой стра­ны, о ко­то­рой они не име­ют ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния. Чтобы осо­знать важ­ность этой про­бле­мы, на­до пред­ста­вить се­бе со­став из­ра­иль­ско­го об­ще­ства в его ны­неш­нем ви­де. Оно со­сто­ит из пя­ти ос­нов­ных сек­то­ров по­чти рав­ной ве­ли­чи­ны:

1. Евреи ев­ро­пей­ско­го про­ис­хож­де­ния, аш­ке­на­зы, к ко­то­рым от­но­сит­ся боль­шая часть куль­тур­ной, эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и во­ен­ной эли­ты. Ле­вые, по­чти все, при­над­ле­жат к это­му сек­то­ру.

2. Евреи во­сточ­но­го про­ис­хож­де­ния, ча­сто оши­боч­но име­ну­е­мые «се­фар­да­ми», из араб­ских и му­суль­ман­ских стран. Это ба­за «Ли­ку­да».

3. Ре­ли­ги­оз­ные евреи - ха­ре­дим (как аш­ке­на­зы, так и се­фар­ды), а так­же ре­ли­ги­оз­ные си­о­ни­сты.

4. Из­ра­иль­ские ара­бы-па­ле­стин­цы, в ос­нов­ном со­сре­до­то­чен­ные в трех гео­гра­фи­че­ских бло­ках.

5. «Рус­ские».

Неко­то­рые из этих сек­то­ров немно­го пе­ре­кры­ва­ют­ся, но в це­лом кар­ти­на яс­на: ара­бы и мно­гие аш­ке­на­зы при­над­ле­жат к «ла­ге­рю ми­ра», осталь­ные твер­до при­дер­жи­ва­ют­ся пра­вых взгля­дов.

По­это­му, чтобы сто­рон­ни­ки ми­ра по­лу­чи­ли боль­шин­ство, аб­со­лют­но необ­хо­ди­мо за­во­е­вать, по край­ней ме­ре, часть во­сточ­ных ев­ре­ев, ре­ли­ги­оз­ных  и - да! - "рус­ских. На мой взгляд, это се­го­дня са­мая важ­ная за­да­ча для сто­рон­ни­ков ми­ра.

А во вре­мя тех бур­ных де­ба­тов я по­ста­рал­ся успо­ко­ить обе сто­ро­ны. «Не нуж­но спо­рить, чья ви­на боль­ше, - ви­ны хва­тит на всех».

Upd.

Перевод -

http://www.newsru.co.il/press/27apr2013/avineri309.html

Ури Авинери в Arab News: "Русские репатрианты - фанатичные националисты и расисты"
Известный израильский ультралевый активист Ури Авинери пишет в статье в саудовской газете на английском языке Arab News о своем разочаровании Большой алией из бывшего СССР.



По словам Авинери, в 1989-1990 годах израильтяне надеялись, что "русские" репатрианты, воспитанные в духе интернационализма, направят Израиль "на правильный путь".

"Однако этого не произошло. Они живут отдельной общиной, в гетто. Они продолжают говорить по-русски, читают собственные "русские" газеты. Все они - фанатичные националисты и расисты. Они голосуют за собственную партию, основанную родившимся в Молдавии Иветом Либерманом. Они практически не общаются с остальными израильтянами", - жалуется Авнери саудовским читателям.

По словам Авнери, в первые два года после репатриации "русские" голосовали за Ицхака Рабина и партию "Авода", но не потому, что он обещал им мир, а потому что он был представлен им как генерал, заслуженный военный. С тех пор они стабильно голосуют за правые партии.

Авинери утверждает, что подавляющее большинство "русских" ненавидит арабов, отвергает мир, поддерживает поселенцев и голосует за правое правительство. А поскольку они составляют 20% населения страны, то несут значительную долю ответственности за сдвиг Израиля вправо.

Израильский активист также выдвигает различные версии подобного "неправильного" поведения "русских" репатриантов. Согласно одной из версий, "евреи из СССР привезли в Израиль русский расизм, перенеся популярную в России ненависть к "кавказцам" на арабов". Еще одна теория гласит, что на фоне роста национализма в разваливающемся СССР евреи чувствовали себя в вакууме, поэтому, приехав в Израиль, они стали большими патриотами, чем сами израильтяне.

В заключение статьи Авинери приводит свое видение составляющих израильского общества, которое он делит на пять сегментов, разделенных на два лагеря: составляющие интеллектуальную, культурную, политическую, экономическую и военную элиту евреи ашкеназы и арабы-палестинцы входят в "лагерь мира", тогда как "ошибочно называемые сефардами евреи восточного происхождения, религиозные евреи и "русские" относятся к "правому лагерю".

русскоязычные, идеология, Ури Авнери, секторальность, левые, менталитет

Previous post Next post
Up