Дмитрий Колюжный

Dec 09, 2023 12:56


Дмитрий Колюжный

В 1936 году ЦК ВКП(б) озаботился созданием учебника политэкономии, который отражал бы опыт организации экономики социализма, и давал бы подсказку на будущее. К работе привлекли немалое количество экономистов, философов и историков, а курировал её сам глава государства. В 1938 году подготовили первый макет учебника, в 1940-м ещё два, но И.В. Сталин не утвердил ни один из них.
Последнее предвоенное обсуждение учебника прошло 29 января 1941 года, затем академические занятия прервались: в бой вступила армия, а Сталин ею руководил, не до учебников ему было. Но по окончании войны он лично не менее пяти раз обсуждал учебник с его разработчиками. В 1951-м на большой дискуссии сотен учёных, с участием членов Правительства, были высказаны сотни замечаний, в том числе:
- не показано, что производство есть основа развития товарооборота, денежного обращения, финансов; что государство добивается систематического снижения затрат на единицу продукции; что производительность труда есть, в конечном счёте, самое главное;
- промысловая кооперация (артели) по тексту учебника включена в элементы государственного уклада, а это грубая ошибка;
- не раскрыта роль денег в процессе производства и обращения товаров, и что устойчивость рубля обеспечивается не только золотом, но и главным образом громадным количеством товарных масс; вместо определения денег как экономической категории, в проекте перечислены финансовые учреждения; не показаны основные балансовые связи в народном хозяйстве; не отражено значение материальных стимулов в экономике.
Одной из серьёзных проблем Сталин считал то, что авторы использовали старые термины, применяющиеся при описании принципиально других экономических систем. Он в январе 1941-го в беседе с разработчиками учебника говорил:
«Если хотите на всё искать ответов у Маркса, пропадёте. Вы имеете такую лабораторию как СССР, который существует больше 20 лет, а думаете, что Маркс должен был знать больше вас о социализме. Не предусмотрел, видите ли, Маркс в «Критике Готской программы»! Надо самим головой работать, а не нанизывать цитаты. Новые факты есть, новая комбинация сил, извольте головой работать». (Исторический архив 2012 №4 C. 6-13).
А ещё он возмущался «базарно-популярным» тоном изложения.
За долгие годы ни один проект учебника так и не был признан годным к публикации и практическому использованию. В конце концов, Сталин составил сборник статей с замечаниями по проекту нового учебника. В 1952 году он был опубликован под названием «Экономические проблемы социализма в СССР».
И здесь мы вынуждены задуматься. Кто это такой, Сталин? Нам сегодня отовсюду твердят, что он уничтожал сотни тысяч людей просто так, из-за своей паранойи. Без всякой пользы стране переломил хребет русскому крестьянству. Нарочно организовал голодомор. Выявлял самых умных учёных и отправлял на плаху. Перебил великих полководцев и не подготовил страну к войне. Он тиранствовал и самовосхвалялся!
А теперь перед нами какой-то другой Сталин. Он занимается въедливой редактурой политэкономических текстов! Он Верховный главнокомандующий, мудрый руководитель, которому при жизни возводили памятники. Это не может быть тот же человек, который творил ужасные гнусности.
Где правда?
Про гнусного Сталина страна впервые услышала от Н.С. Хрущёва, когда тот на XX съезде КПСС выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». И если Хрущёв сказал правду, то, значит, основной экономический закон социализма: «Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» сформулировал в упомянутом выше сборнике статей параноик, тиран и убийца, преступник без срока давности.
А если это писал другой, мудрый Сталин, то с какой стати всякие типы, огрызки гнилых яблок, заваливают сегодня протестами прокуратуры разных областей: Кировской, Псковской, Нижегородской, далее везде - по поводу того, что народ самодеятельно ставит памятники мудрому руководителю? Им-то какое дело?

***

А теперь вернёмся к вопросу, зачем правители СССР согнали страну с привычного пути развития.
Хрущёв, «повесив» на Сталина то, чего не было, отказался от его теоретических наработок, остановил многие практически начатые им проекты, ликвидировал промысловую кооперацию. И велел переписать историю прошедшего советского периода в духе своего лживого доклада. Что и было сделано.
17 октября 1961 года с трибуны XXII съезда КПСС Хрущёв объявил обалдевшим делегатам: «Во всех делах партии рядом с ней идут массовые организации трудящихся - Советы, профсоюзы, комсомол». Тем самым он прямо признал, что Советы перестали быть органами власти, они отныне просто общественная организация, одна из многих. Место диктатуры пролетариата заняла диктатура партии, а её властные органы, по сути, превратились в коллективного буржуя, сохранив, однако, социалистическую риторику.
Политэкономию, как науку, свели на уровень «молитвенника»: зазубривай, сдавай экзамен, и можешь забыть навсегда. Я знаю, сам учился в экономическом вузе.
Следующая когорта властителей во главе с Л.И. Брежневым закрепила за собой свои места пожизненно: в 1966 году на XXIII съезде КПСС из Устава партии убрали положение об обязательном обновлении состава ЦК КПСС (на каждых очередных выборах на четверть, а обкомов, горкомов и райкомов партии на треть). Отменили и правило, по которому члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более, чем на три срока. А ещё раньше, в 1959 году, «органам» было настрого запрещено следить за поведением высших бонз! То есть они и юридически стали неподсудными.
Если в сталинские годы состав «элиты» постоянно менялся, то теперь возник несменяемый слой партийно-государственных чиновников, и был объявлен курс на «возрастание руководящей роли партии». Именно руководящей, а не исполняющей, и не отвечающей за дело. В конце концов, чего и следовало ожидать, «коллективный буржуй» плюнул на социалистическую риторику и ступил на ту самую «скользкую дорожку»: покончив с Советским Союзом, разделил народное богатство среди «своих», и перешёл к прямому капитализму в самом его зверском исполнении.
Что характерно, развал Союза сопровождался самой оголтелой антисталинской пропагандой, даже более массовой, чем при Хрущёве. Сегодня все наши политики, именно все: левые, правые, и жадною толпой стоящие у трона, согласны, что Сталин незаконно репрессировал и т.д. Всякий может зайти на страницы Интернет-портала Правительства РФ и узнать мнение Путина о той эпохе: «Логика была одна - посеять страх, пробудить в человеке самые низменные инстинкты, направить людей друг на друга, заставить слепо и бездумно повиноваться». А что касается левых, включая КПРФ - так вся разница только в том, что левые оправдывают выдуманные преступления Сталина.
С середины 1950-х китайские коммунисты совершенно обоснованно считали наших - ренегатами, оппортунистами. Наши, соответственно, наговаривали гадостей про китайский социализм. Сегодня мы видим, кто был прав: за последние тридцать с лишним лет ВВП Китая вырос в 43 раза (с 413 млрд. долл., до 17963 млрд.). Рост уровня жизни китайских трудящихся неоспорим: ВВП на душу населения - 353 доллара в 1991-м, 11560 в 2022 году, и ведь там ведут сталинскую политику заботы о росте благосостояния.
А ВВП США с их рыночной экономикой, ради которой мы (ну, не мы, а наши «вожди») бросили свой социализм (каким бы он ни был), и пережили тот самый провал и прочие ужасы - вырос всего в 4 раза. Мы же в эти тридцать лет набирали, как уже сказано, в среднем по процентику в год. Ой, что я: немного меньше, чем по процентику.
Зато теперь у нас «рынок»: никакого вам «удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества»; вместо этого миллиардеры предприимчиво запускают невидимую руку в карманы трудящихся и богате-е-е-ют.
И нет на них Сталина.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

СССР, социализм, история, коммунизм

Previous post Next post
Up