"ДО+ВЛА=ТОВ" Родиона Овчинникова, это Довлатов, которого я люблю.
Тюремщина, конъюнктурщина, довлатовщина. Странным образом перекликаются мысли о свободе духовной и свободе без правил, свободе без обязательств и моральных устоев.
Спектакль студенческий, спектакль игровой, спектакль заведомо конъюнктурный. Выбор материала для которого продиктован либеральным популизмом и чутьем режиссёра. Но как же здорово играют, как “вкусно”, как весело и страстно. Настолько зажигательно смотрятся их выходы и горящие глаза, что бессовестно принимаешь материал, к которому не питал никаких сентенций. Мальчишки и девчонки, они верят в то, что играют, верят автору, верят режиссёру, верят друг-другу и самим себе. Со студенческой наивной разухабистостью, бесшабашностью, всем сердцем отдаются спектаклю.
Не скажу, что с превеликим желанием шел на спектакль. Простите те, кто хотел, что занял ваше место. Позвали, пошел. Для опыта, для оценки, за компанию… Бац… И ни разу не пожалел, ни разу. Сквозящий скептицизм улетучился на первых минутах спектакля. Да, студенты, посмотреть - один другого краше, талантливее. Да, Довлатов. Читал я “Зону” на волне популярности прокисшей давности. Не впечатлился. Довлатов, по мне так - специфический автор. Его рассказы, на мой взгляд, граничащие публицистикой и записями на полях тетрадки, может у кого и вызывают фонтан торжества, только не у меня. Оглядываясь на впечатления от Зоны, вспоминаю ощущение написанного правильным языком дембельского альбома, приправленного эмоционально окрашенными досужими домыслами. Не могу не согласиться с необходимостью почитать Довлатова из-за правильности изложения, только посыл в духе - “Я ничтожество и буду этим упиваться, буду страдать”, вызывает у меня отторжение, несогласие с автором. Довлатов отложен мной, как автор, на задворки памяти и, вместе с глянцевой суперобложкой модного издания, вычеркнут из желания почитать и перечитать. Нисколько не изменилось мнение, после просмотра спектакля. Желания прочесть ещё так и не возникло. Посмотреть, пересмотреть спектакль вместе с мальчишками и девчонками, пережить их отчаяние и юношеское кокетство, влиться в студийный минимализм сцены и чувствовать заполненность пространства словами, историями, судьбами - хочу. Не важно, что некоторые сюжетные линии брошены режиссером. На мой взгляд необъяснимо обрывается линия жены начальника колонии. Обрывается типичным сюжетом полковой шалавы, многократно отраженным в народном творчестве и модных в конце прошлого века новеллах. Обрывается сюжет красивой картинкой “хождения по рукам”. Без конца, без продолжения, брошенной маленькой трагедией. Брошенной по принципу - кто читал, те поймут, "нечитавшие" додумают. Кульминация схода в “Довлатовский Ад”, через всеобщее пользование и всеобщее унижение. Красивая, оригинальная сценография не только этого эпизода и всего спектакля позволили не настолько придирчиво оценивать некоторые режиссёрские вольности. Эротические сцены спектакля, нашли талантливо выражение в демонстрации действием их сути, их настроения.
Три акта спектакля, выстраивают сюжет рассказами начала наивного самобичевания автора, моральной деградации и упадка. Вместе с тем, отторжения материала нет, как нет пошлости в изложении. Спектакль заряжен настроением. Своеобразный меланхоличный юмор Довлатова, пышущий неприятием современности и вытрясанием давно вытрясенного белья, лишен пошлости. Спектакль продюсерского центра "Театромания" по трем повестям Сергея Донатовича Довлатова “Зона”, “Компромисс” и “Заповедник”, в постановке Родиона Овчинникова - однозначно сильная и стильная постановка. Позволю себе перефразировать известную поговорку про “сто раз услышать” на - “Увидеть лучше, чем прочитать”. Да, я вполне отдаю отчет в собственном субъективном мнении, только это отношение и к литературному материалу, это моё отношение и к великолепно выполненной работе. Спектакль "ДО+ВЛА=ТОВ" великолепен во всех смыслах. Великолепный образчик, как из конъюнктурного произведения сделать настоящий шедевр, способный украсить репертуары академических театров и остановить стремительно бегущего зрителя. Спектакль, возвращающий духовность и осмысленность в театр, делающий это без менторских нотаций. Легко и зажигательно поднимающий тяжелые вопросы любви, одиночества и самоопределения человека в обществе.
С благодарностью за фото
atlanta_s #Довлатов #РодионОвчинников #Театромания