Исторические параллели, или магия дат.

Mar 27, 2014 02:08


Весьма вероятно, что в новейшей истории России заканчивается период, начавшийся Перестройкой конца 80-х, и начинается какой-то другой. Похоже, опять меняется парадигма, с которой уже успели худо-бедно свыкнуться (хотя, конечно, и не полюбить), и грядёт нечто непривычное и непонятное, на что мы проецируем кто свои страхи ("возрождение совка", "нарождающийся фашизм" и т.п.), а кто и свои ожидания ("освобождение от национального унижения" и т.п.).

В связи с этим на ум пришло вот что: в истории Перестройки 1989 год был поворотным от относительно эволюционного и более-менее подконтрольного властям движения к неуправляемому революционному. Началось же это с первых в СССР относительно свободных выборов народных депутатов - ровно так же, как ровно за 200 лет до этого Великая Французская Революция началась после созыва Генеральных Штатов. Там буквально до месяца совпадение было: и Генеральные Штаты, и I Съезд народных депутатов собрались в мае (Штаты 5 мая, Съезд 25 мая). Параллелизм буквально заворуживает: муза истории Клио оказалась большой шутницей, повторив ровно через 200 лет одну и ту же историю дважды, причём не сказать что второй раз совсем уж как фарс.

Интересно, что параллелизм между двумя революциями продолжал наблюдаться и далее: скажем, в 1791 г. король Людовик XVI 20 июня попытался бежать из страны, но был узнан на границе в Варенне почтовым служащим, возвращён в Париж, где фактически оказался под стражей в собственном дворце - в каком-то смысле параллель с изоляцией Горбачева в Форосе в августе 1991-го, послужившей "спусковым механизмом" августовского путча и последующих событий (мы ведь до конца не можем сказать, что это было на самом деле: спектакль, или Горбачева реально изолировали, либо вообще что-то третье). 3 сентября 1791 года Национальное собрание провозгласило Конституцию, а последний Съезд Народных Депутатов, фактически закончившийся самороспуском, проходил со 2 по 5 сентября 1991 года. Наконец, во Франции 16 октября 1793 года была казнена королева Мария-Антувнетта, а в России 4 октября 1993 года произошел расстрел здания Верховного Совета.

Это я к тому, что на дворе 2014 год, что сразу наводит на грустные мысли о годе 1914 - годе начала Первой Мировой войны. Хотя есть, впрочем, и более утешительная параллель: во Франции революционная эпоха, начатая в 1789 году, закончена была как раз в 1814 году низложением Наполеона (3 апреля 1814). После этого, правда, был рецидив в виде Ста Дней (20 марта - 22 июня 1815 года), но в конечном итоге в Европе вскоре после этого наступил мир после революционных и наполеоновских войн, а Франция наконец-то получила отдохновение от четвертьвековой смуты и последовавшей за ней военной истерии, закончившейся неизбежным крахом. При этом, заметим, Францию не превратили в страну-изгоя, как то произошло с Германией после I Мировой.

На какой же из годов окажется похожим для России год 2014: на 1814 или 1914?

история, Великая Французская Революция, Франция, эпоха Перестройки и 90-х

Previous post Next post
Up