Написал большой
комментарий, где попытался ответить на ряд из предъявляемых мне претензий.Хочется ответить одновременно на несколько комментариев, написанных братчиками или сочувствующими.
Ко мне предъявляется претензия "Критиковать-то просто, а ты сам-то сделал что-то кроме критики? Вот создай что-нибудь сравнимое - тогда и критикуй! и т.п.". Отвечаю: мне это напомнило аргумент защитников запрета на иностранное усыновление в ходе дискуссий конца прошлого года вокруг "Закона Димы Яковлева": когда совсем было нечего сказать, начиналось - "а кто-нибудь из тех, кто защищает продажу наших детей за рубеж, сам-то хоть кого-нибудь усыновил? Вот, мол, усыновите -тогда и будете иметь моральное право говорить". С виду очень красиво и правильно но на еле это просто попытка уйти от ответа, от серьезного разговора. Аналогично и в нашем случае...
Поднимете, дорогие братья и сестры, я ведь отлично понимаю, что я человек грешный и жизнь моя, увы, далека от идеала христианского служения, так что предъявить ко мне претензии - не проблема. Видимо, по сравнению с частью моих критиков я мало что делаю - увы, это так (мог бы начать оправдываться, но не буду). Собственно, я всегда был такой: когда у о. Георгия был - думаете, я был сильно "служащим", что ли? Да, безусловно что-то делал "во славу Божию" (например, принимал участие в субботниках по уборке храма и т.п.), но мало: скажем, катихизатором я никогда не был, хотя учился в СФИ. Так что от меня отдачи мало было, не спорю. А сейчас (я ж постарел почти на 20 лет) -тем более. Увы, этот так, и тут я не спорю...
Просто, как говорится, "потягайся-ка пока с моим меньшим братом". Вот в роли этого самого "меньшого брата" я и выступаю. А "старшие братья" - это, скажем, мой приход (Три Святителя на Кулишках). :). Мне высказывали пожелание "созидать крепкий общинный приход" - так пожалуйста, он создан до меня. Я уже говорил: от Покровки это недалеко (пешком можно дойти минут за 10) -"приди и виждь", что называется. Вон аж с общиной Бозэ в Италии контакты установлены (сам, кстати, одного брата из нее у себя принимал на Страстной 1994 или 1995 г.), а тут и далеко ходить не надо, чтобы поинтересоваться опытом жизни крепкой приходской общины.
Во-первых, когда говорится, что, мол, приход это проходной двор, что на приходе можно годами в храм ходить и не знать того, кто с тобой рядом стоит - это все, конечно, правда, но к нашему приходу это не относится: и прихожане друг с другом знакомы, и священники их хорошо знают, а не просто "как Ваше святое имя?". Во-вторых, люди нас действительно активно и сознательно участвуют в богослужении, понимают его: скажем, для того, чтобы можно было следить за службой или подпевать, специально ставится аналой с богослужебными книгами за прихожан.
Служения на приходе разнообразные есть: имеется воскресная школа для детей прихожан, регентские курсы (очень известное в Москве православное учебное заведение, кстати - на нем за учились многие московские регенты, в т.ч., кстати, и из "братских" несколько человек - кое-кто и по сей день на Покровке поет). Да - я уж о том не говорю, что хор не "наемный", а из прихожан, "общинный", и это для нас принципиально. Есть, кстати, и детский хор (некоторые из поющих в нем с годами "плавно перетекают" во взрослый) - это, кстати, большое подспорье по воцерковлению детей наших прихожан.
Очень серьезная социальная работа ведется - например, опекаем интернат для психохроников: есть люди, которые ездят туда, привозят помощь, некоторые воспитанники интерната более-менее регулярно бывают в храме на богослужениях. Одной из воспитанниц, которая оказалось интеллектуально сохранной, помогли выбить полагающееся ей по закону житье, получить аттестат о среднем образовании и поступить в художественный колледж (у нее явные способности к этому). И еще много чем занимаются - кто-то бомжей кормит, кто-то в дом престарелых ездит и т.п.
Безусловно, на нашем приходе не все идеально и не все служения присутствуют. Скажем, если спросить меня, как обстоит дело с катихизацией, я отвечу, что никак: приход относительно небольшой, новых прихожан немного и с ними наши священники работают в индивидуальном порядке. Говорят, что в 90-е годы, когда много новых прихожан у нас появлялось, было иначе - вплоть до того, что о. Владислав Свешников (наш настоятель) после службы читал прихожанам лекции с объяснением Литургии . Вроде бы даже была катихизация месяца на 2 для собирающихся креститься - соответствующее количество бесед с о.Владиславом (я всего этого не застал, т.к. пришел в храм только в 2003-м, а реально "врос" в приходскую жизнь еще позже).
Я не буду подробно говорить о том, например, что один из наших алтарников (кстати, из "звездной когорты" катихизаторов о. Георгия начала 90-х) руководит в другом приходе воскресной школой для взрослых, где дело поставлено, как я понял, на неплохом уровне. Подойдем к делу иначе: пусть мой приход сам послужит, в свою очередь, в роли "меньшого брата". Вот все знают храм Косьмы и Дамиана в Шубино. Настроен по отношению к Братству и лично о. Георгию более чем дружественно: в годы, когда он был под запретом, многие братчики в Косьму ходили. Социальное служение на приходе - тут даже говорить ничего не надо, все знают. Оглашение - есть (в отличии от моего храма). И еще много чего есть. Ну и что в итоге? А то, что почему-то это все считается "несерьезным": я уже упоминал это в статье, сейчас процитирую подробнее.
Если сравнивать нынешнее содружество с какими-нибудь нормальными приходами вроде Космы и о. Лапшина, в чем плюс ОБЭ? Исполнять правила и желательно обеты (еще желательно бросить на фиг собственую семью) + исповедь у оГК + обязательно участвовать во всех братских мероприятиях, обязательно ездить на соборы. Вот я все чаще слышу, что каждый член содружества должен участвовать в "направлениях"... Ну и чем, скажите на милость, это - лучшая, чем у других Харизма?
В той же Косме...(Извините, что примеры все из Космы, - это не от космодамианофильства, а просто я ссылаюсь на нечто хорошо мне известное.) Там ЕСТЬ минусы, которых у вас нет (или, точнее, не было). Но там есть и помощь заключенным, и больницам, и старикам по всей округе, и бесплатные обеды нищим, и библейские кружки, и катехизация, и молодежная работа, и нечто вроде общинок для тех, кто хочет... Однако у вас Косму считают "легкими путями" и христианством более низкого сорта, чем пресловутая Харизма. Когда умер о. Г. Чистяков (к которому ходили в том числе многие из ваших в годы прещений), на субботней проповеди на вечерне не было сказано ни слова! (Я знаю, многие специально пришли послушать, что о.Г. скажет.) А другой священник из содружества (не будем называть имен, но это не ОГК) заявил, что о. Чистяков пошел неверным путем, не по своей харизме, когда стал помогать больным детям. Так что упреки типа "мы так много делаем, а ты ничего, вот ты сначала создай что-то подобное, а потом критикуй" или "это ты все пишешь, чтобы оправдать свой уход" (я к этому еще вернусь) - это, право, несерьезно, поскольку вот вам ярчайший пример: делается поболее вашего, но расценивается это как "легкие пути", так что, боюсь, вам не угодишь. Я ж говорю: "потягайтесь сначала с меньшим братом" - на мой взгляд, все, что я писал про ПСМПБ, и близко не лежит с тем, что о нем говорил Глеб Ястребов (вышеприведенная цитата - один из его комментариев в ходе разговора с братчиками), причем его никак не упрекнешь, в отличии от меня, в том, что он "сам ничего не делает" или что предвзято настроен - как известно, он до сих пор в СФИ преподает (причем еще что характерно - если я действительно специально занимаюсь критикой ПСМПБ, то Глеб такой задачи не ставит: то у него просто в ходе дискуссии родилось).
Следующий аргумент, который я рассмотрю - да, есть, мол, живые общинные приходы, но их же так мало! Да, отвечаю - мало. Не спорю. Причин тому, увы, много - прежде всего то, что зачастую это просто не нужно священноначалию: я не раз слышал от знакомых (как мирян, так и клириков), что нередко епископов интересуют только взносы с приходов и более ничего (невольно в таких случаях вспоминается Иер.23:1 - "Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь"). Зачастую это не надо и пастве (я это затронул в статье), во всяком случае - в ее наличном состоянии. Чтобы это состояние изменить, требуется долгий кропотливый пастырский труд, при этом его можно разрушить одним движением архиерейского пера, переведя священника на другой приход. Много уже было говорено про Заостровье, но это только вершина айсберга: про него много говорилось из-за "идеологической" подоплеки, но таких "Заостровских историй" в стране, увы, множество, причем чаще всего не из-за каких-то там идейных причин, а из-за сугубо меркантильных: мало в епархию дает, надо "приходик освободить" для "нужного человечка" (брата или племянника владыки, сына епархиального секретаря и т.п.). В таких условиях понятно, почему это зачастую не надо и священнику: трудишься - а все равно все будет впустую...
Да, это так и это очень печально. Но что ПСПМБ, которое так много говорит о своем участии в возрождении церковной жизни, сделало для противодействия подобного рода безобразиям, чем оно за эти годы помогло становлению общинной жизни на приходах (Заостровье не в счет)? Так ведь ничем, по сути дела! Начинает, например, разворачиваться оглашение в какой-нибудь области, создаются группы, потом они оглашение завершают, "рождаются", как это принято говорить, в общины, которые активно начинают участвовать в мероприятиях Содружества - и что до этого даже не епархии (ну ладно: это во многом чисто бюрократическая структура), а приходам? Так ведь ничего: братские общины, за редчайшим исключением, существую в режиме "Шаталовой пустыни" :) - они сами по себе, а храмы, куда они ходят по сути дела как в гости - тоже сами по себе. Т.е. по сути дела братчики существуют в режиме тех самых "захожан", столь ими критикуемых: реального участия в приходской жизни нет или почти нет. Получается, что Братство само на себя работает?
Когда я такие вопросы у себя в ЖЖ поднимал, мне отвечали примерно так: мол, "мы бы рады помогать приходам, но нам никто не предлагает", "у нас благодаря деятельности клеветников такая репутация, что от нас все шарахаются", "мы пробовали помогать на приходе, но нам не дают взять за храм всю полноту ответственности, поэтому все сошло на нет" и даже "на приходе хотят, чтобы мы все делали, а результаты себе приписать, а это нас не устраивает". Что на это ответит? Есть такая хорошая пословица: "кто хочет работать - ищет как сделать, кто не хочет - ищет повода как не работать". Т.е. если на протяжении стольких лет не получается сотрудничество с приходами - значит, такая задача, похоже, и не ставится. Ну или запросы чрезмерно велики: мол, хотели бы, да на своих условиях ("полнота ответственности за храм" - что это, кстати, такое?). Значит, запросы уменьшить надо - "будьте скромнее, и люди к вам потянутся" :), как говорится. Повторяю: было бы желание - была бы и реальная помощь приходам.
Ну и последний аргумент моих оппонентов, который мне хотелось бы оспорить - мол, "Михаил пишет для себя, ища оправдания своему уходу из Братства". Меня вообще всегда умиляло - почему это некоторые люди столь уверены в своих способностях читать в умах и сердцах? Им почему-то кажется, что ушедший обязательно должен почему-то испытывать большие терзания от своего ухода. Ответственно заявляю - братья и сестры, все не так! Никаких "терзаний и переживаний" у меня нет, во всяком случае за себя: если я из-за чего и переживаю, так лишь из-за того, как в Братстве "маразм крепчает", что называется. Ну и знакомые у меня там еще остались, а куда больше - кто были, да вынуждены были уйти. Так что эта тема мне небезразлична, но не потому, о чем вы думаете!