Исцеление 10 прокаженных у Луки и исцеление Елисеем Неемана

Dec 25, 2012 09:51


И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
У рассказа о 10 прокаженных ветхозаветная параллель (или, так скажем, в каком-то смысле "антипараллель") - рассказ в 4Цар.5:1-19 об исцелении Неемана пророком Елисеем (тот, часть которого паримией идет в Крещенский Сочельник). Параллель понятно почему: и тут и там исцеление прокаженных, причем, так скажем, "дистанционное" и требующее веры - Нееману надо поверить Елисею и 7 раз окунуться в Иордан, десяти прокаженным надо поверить Христу и идти к священникам; в обоих случаях исцеление наступает не сразу, а через некоторое время и вне зрительного контакта с пославшим. Кроме того, и Нееман и самарянин вернулись после исцеления с благодарностью (и оба иноплеменники). Ну а "антипараллель" по двум причинам:

- Десять прокаженных пошли сразу, проявив тем самым большую веру, чем у Неемана, который поначалу возмутился и уступил только просьбам своих слуг. Очевидно, репутация Иисуса в их глазах была велика, раз они последовали Его слову без колебаний. Возможно, до них доходили слухи о подобных случаях "исцелений на расстоянии", как со слугой сотника ("во всем Израиле Я не нашел такой веры") или с сыном царедворца в Евангелии от Иоанна.

- Зато девять иудеев в благодарении Нееману не уподобились: возможно, либо торопились священникам показаться, чтобы быстрее получить, говоря современным языком, "справку о чистоте", дабы скорее перестать быть изгоями, а может быть потому, что не хотели рисковать, связываясь лишний раз с Тем, про Кого уже было соглашено, что кто Его признат за Христа, тех отлучать от синагоги (а вдруг священник об этом узнает и скажет "пошел вон"? так и останешься изгоем без его освидетельствования). В свете вышеупомянутой высокой репутации Иисуса как целителя и чудотворца в их глазах - вдвойне некрасиво...

Священное Писание, экзегетические этюды

Previous post Next post
Up