О православной стилизации (к дискуссии о "церковнючести")

Oct 25, 2008 14:55


Навеяно написанным anchoret-lander тут и тут и ответом fater-go на эти постинги.

Для начала выношу два своих ответа из комментов:fater-go:Я думаю, что "предание старцев", если это настоящие старцы, а не прельщенные болтуны, это и есть плоды Духа Христова.
mikhail_zeleny: Отче, это если именно что настоящие старцы. Увы, многим куда нередко приходится сталкиваться, как Вы их назвали, с "прельщенными болтунами", чем с истинно духоносными людьми (речь не обо мне - Бог миловал), и такие встречи не одну судьбу покалечили. И я думаю, что anchoret_lander под "преданием старцев" все-таки имеет в вижу именно то, что исходит от такого рода болтунов, имеющих не духовные дары, а только внешний имидж "старчества" (клобук, подрясник, длинная борода, набор "правильных" цитат на устах и т.п.), позволяющий вводить в соблазн "малых сих", споcобных по своей неопытности принять сей имидж за признак больших духовных дарований...

mikhail_zeleny: На мой взгляд, очень большая проблема в современной церковной жизни - стилизация: все эти "проститеблагословите", "яустарцанапослушании" и тому подобное, имя чему - легион. Куда легче соблюсти внешний имдиж известного героя П. Мамонова и тем прельщать "малых сих" (про самого себя и не говорю), чем стяжать его духовные дарования. Не знаю, что уж там сам anchoret_lander на самом деле имел в виду (если он и впрямь не любит церковнославянский и уставное богослужение, а не злоупотребление ими - я явно не с ним), но я понял (м.б. и вопреки мнению автора) его филиппики против "церковнючести" именно как протест против подмены подлинной духовности и церковности стилизацией под оные - стилизацией, которая на практике не может не оказаться фарисейством.

Мне думается, что такая стилизация ("казаться, а не быть") - действительно, реальная и очень тяжелая болезнь нашей церковной реальности. В самом деле - в результате многих лет гонений на веру живая традиция церковной жизни во многом прервалась, подавляющее большинство церковных людей (и паствы, и, к сожалению, пастырей) имеют за плечами максимум лет 10-15 (хорошо, если 20) лет "церковного стажа", причем их наставниками в вере зачастую были в свое время люди столь же неопытные. Недостаток живого опыта церковной жизни (нить передачи которого во многом была оборвана гонениями) подменяется либо книжным начётничеством, либо за адекватного носителя церковного опыта принимается тот, кто имеет лишь внешние атрибуты "старца", "духовного наставника" и т.п., ни в коей мере не являясь достойным такового именования по своему внутреннему состоянию.

В результате легко усваивается внешняя атрибутика "церковности" (все эти бороды, платочки, юбки, "крылатые словечки" типа "спасигосподи", "праститеблагословите" и т.п.), но адекватного внутреннего роста не происходит, и при всех внешних признаках церковного человека он внутренне остается достаточно невоцерковленным, не преображенным, не просвещенным светом Евангелия. Это я и называю "стилизацией под православие", причем тривиальный случай, когда вся церковность только к бороде, платку-юбке и "спасигосподи-проститеблагословите" и водится - еще не самое страшное: тут хоть более-менее видно (во всяком случае со стороны, а рано или поздно может стать заметным и самому себе), что одной внешностью "церковность" и ограничивается. Такую стилизацию еще легко распознать! А вот когда ко всему этому прибавляется изощренные книжничество и начетничество, когда человек имеет немалые познания в церковной словестности (как то: разбирается в богослужебном Уставе, читает духовную литературу, Отцов, умеет к месту привести цитату из богослужебных текстов, святоотеческих творений, Псалтири или Евангелия и т.п.) - тут стилизацию и со стороны-то опознать нелегко, а уж самому - тем более, и человек может долго пребывать в состоянии глубокого самообольщения.

И последнее. Не надо думать, что ложная церковность, "церковность в кавычках", "стилизация под православие" (как бы их не назвать) - это только некая болезнь церковного сообщества как социального организма. Нет - это прежде всего внутренняя проблема, актуальная для почти каждого из нас (надо не забывать, что на 90% все мы - неофиты с максимум 15 годами церковного стажа), ибо во многом наша "церковность" - увы, не более чем стилизация, и мы куда в большей мере выглядим в своих глазах людьми церковными, чем подлинно являемся ими. Поэтому надо не где-то рядом с собой, а в самом себе узнать того, кто Крестясь от затылка до лобка и от лопатки до лопатки, отвечая на всё елейным "спсигспди", выучив пару цитат из св.оо., смысл и контекст которых им неведом (в основном это что-то вроде "молчанием предается Бог"), они мнят себя праведниками за свою верность "преданиям старцев", считая их подлинным церковным преданием, хотя при этом с удовольствием "каются" на исповеди во всяком вздоре, стремясь получить подтверждение своей мнимой праведности., а узнав - покаянно изживать в себе это, мучительно обретая полдлинную церковность взамен её эрзаца...

церковная жизнь, православие

Previous post Next post
Up