Oct 15, 2018 21:59
Откровенно говоря, в этой истории обе стороны одинаково "хороши", на мой взгляд. Про МП молчу, и так всё ясно, но Константинополь-то мог бы хотя бы для виду соблюсти приличия и формальности! Насколько я понимаю, Константинополь считает, что по канонам он имеет право быть апелляционной инстанцией и этим воспользовался. Но в таком случае он должен был (а) получить от Денисенко прошение об апелляции (допускаю, это было сделано), и (б) созвать судебное собрание под председательством Патриарха Константинопольского для разбора дела о апелляции на вынесенную Поместным Собором РПЦ анафему (раз лишение сана и анафема выносились соборно, значит и апелляцию должен снимать колегиальный орган).
Иными словами, надо было бы патр. Варфоломею собрать 12 митрополитов под своим председательством (а их есть у него) и провести слушание дела по всем правилам, в т.ч. с возможным вызовом свидетелей, заслушиванием сторон и т.п. (если представители одной из сторон не явились - тем хуже для них, как известно). И в финале - вердикт: в соответствии с такими-то и такими-то канонами анафема вменяется в якоже не бывшую (или другой - увы, но сделать ничего не можем, все правильно, принятие в общение возможно только после покаяния и как мирянина). Вот это была бы НАСТОЯЩАЯ БУМАЖКА, как сказал бы персонаж известного произведения одного киевского уроженца :) А то, что имеем сейчас - "чистой воды волюнтаризм", как говорится. Константинополь позиционирует себя как поборника канонов - ну так и надо было действовать соответствующим образом, ПО ПРОЦЕДУРЕ. Допускаю, что это бы не остановило Москву, но в такой ситуации она смотрелась бы совсем уж глупо. А сейчас в её позиции определённая правда есть - то, как поступает Константинополь, слишком уж напоминает произвол и политиканство. Ну и чем он тут отличается от Москвы, которая с точки зрения многих движима чисто политическими соображениями?
Короче, мне эта вся история напоминает известные события 1997 г. в храме Успения в Печатниках, связанные с назначением о. Михаила Дубовицкого: безбашенность с обеих сторон (а что она, увы, была и со стороны о. Георгия и Преображенского Братства, мне лично очевидно - сравните с ситуацией в Косьме, куда тоже назначали священников "иного устроения") привела к тому, что едущие настречу друг другу по одному пути поезда столкнулись...
Москва-Константинополь,
православие