Иов и снятие вопросов

Jul 20, 2017 08:53


Утянуто с Фейсбука у Оксаны Куропаткиной.

Думаю я о том, что бесполезно искать в Библии ответы на философские вопросы и алгоритм разрешения личных проблем. Вот взять одну из самых "философских" книг - книгу Иова. Бог и Сатана заключают пари на Иова, он об этом знать не знает. Почти всю книгу Иов и его друзья разбираются, почему у Иова все так плохо. Друзья подводят теоретическую базу под свои выводы и защищают праведность Бога с пылом неофитов, Иов же от них эмоционально отмахивается и требует от Бога выйти на суд. Когда, наконец, требования становятся личными, Бог ему является. И не думает ответить на вопрос, отчего Иов так страдает, и про пари - ни слова. Ты мир сотворил, ты его познал? Нет? Ну и молчи тогда, что ты знаешь о путях Всевышнего. Ок, говорит Иов, я Тебя увидел, и мне этого достаточно. И что? Какой вывод можно сделать? Что друзья Иова с их теоретической базой про воздаяние и словами про то, что нечего праху и пеплу судить пути Божьи, правы? Ничуть не бывало. Бог ясно говорит одному из друзей, что они говорили не так правильно о Нем, как Иов - хотя говорили они примерно то же самое! Книга-то скорее про то, что с "кричащими" вопросами лучше не к смертным обращаться, которые с философией своей завязнут, а на Небо. Ответов на философские вопросы ты не получишь - они так до конца времен и останутся неразрешимыми. Вопрос снимется не потому, что он разрешен, а потому, что две личности встретились - и проблема уже неинтересна. Кто знает, обратись Иов к Богу сразу, не тратя время на друзей - может, и вопрос быстрее был бы снят? А вот друзья Иова рассуждали о Боге, и не подумав к Нему обратиться. Зачем, они сами всё знают. В общем, бесполезно читать Библию, пытаясь найти математически выверенные, абстрактные, подходящие для всех ответы. Путь веры плохо дружит и с философией, и с прагматизмом, и с обыденным здравым смыслом, потому что интересуется Высшей Личностью больше, чем личными проблемами.Вопрос снимется не потому, что он разрешен, а потому, что две личности встретились - и проблема уже неинтересна. Кто знает, обратись Иов к Богу сразу, не тратя время на друзей - может, и вопрос быстрее был бы снят? А вот друзья Иова рассуждали о Боге, и не подумав к Нему обратиться. Зачем, они сами всё знают.
Согласен. По моему пусть и достаточно скудному и убогогому, но какому-никакому духовному опыту зачастую именно так и выходит: не столько получаешь ответ, сколько для тебя снимается сам вопрос. Это, разумеется, не означает, что вопрос не имел смысла - скорее наоборот: возможно, смысл как раз в том, что сама постановка вопроса куда значимее ответа на него (вспоминается анекдот про раввина "неужели ты хочешь променять такой замечательный вопрос на ответ?"). Короче, смысл в тот, чтобы задуматься. Может быть, тогда-то вопрос и снимается, когда вся польза от его постановки уже получена.

Кстати, о раввинах :) Вот интересная, на мой взгляд, лекция Пинхаса Полонского по Иову. Понятно, что там можно с чем-то не согласиться, о чём-то поспорить и т.п., но в целом очень интересно, и, как мне кажется, в том же ключе, как и у Оксаны. Правда, одна новая мысль и нетривиальная мысль (возможно, спорная, но это уже другой вопрос) появляется - Иов до своих скорбей по-настоящему и не мог к Богу обратиться, хотя ему самому, видимо, казалось, что с отношениями с Богом у него всё OK. В том-то, возможно, и был смысл всего случившегося, чтобы "пробить" Иова для возможности настоящего обращения к Богу (или, как Пинхас говорит, "продвинуть" его).

image Click to view

Пинхас Полонский, Священное Писание, богословие

Previous post Next post
Up