Хочу поделиться своими мыслями в связи со статьей Володи Берхина
Господь не спросит, ходил ли ты на огласительные беседы. Не могу не согласиться с тем, что подготовка ко крещению заключается "в обучении - практическом - молитве и милосердию, покаянию, участию в богослужении, расставлению приоритетов в жизни, навыку обращения к Богу и доверия Ему, навыку построения жертвенных и честных отношений с ближними".
Таким образом, оглашение не может сводиться к огласительным беседам (точнее, не может сводиться только к ним) - это должен быть, так сказать, "тренинг с погружением" (подробнее см.
Катехизация или оглашение). Давать на этом тренинге некий "богословский ликбез" тоже надо, конечно, но именно что "тоже": задача не в том, чтобы после оглашения у человека "от зубов отскакивали" цитаты из Евангелия, а в том, чтобы он полюбил читать Евангелие и другие книги Священного Писания, не в том, чтобы он просто выучил последование всенощной и Литургии, а в том, чтобы он полюбил участие в богослужении, чтобы у него горело сердце при чтении Писания, как у Клеопы со спутником, и пела душа, когда он молится в храме. Ну а самое главное - исправление жизни, конечно, т.к. без него сердце неизбежно будет гореть "огнем чуждым, неугодным Господу", а пение души окажется фальшивым.
Разумеется, когда человек начнет входить в чтение Писания, у него неизбежно встанут вопросы, и то же самое с богослужением. Поэтому "богословский ликбез" неизбежен: раз есть вопросы - на них надо отвечать, а эти ответы как раз и составят ликбез. Но этот ликбез - не самоцель и не самое важное, а всего лишь составная часть "погружения".
Исходя из вышесказанного, можно не удивляться тому, что требование "не крестить без огласительных бесед" мало что дало: если человек все равно не собирается "погружаться", то зачем нужны беседы? Разве что для того, чтобы отсечь совсем уж "левых" от крещения, да и это не работает: в конце концов, можно напрячься и прийти на 2-3 занятия, не так это и тяжело, ну а уж если и это "в лом" - найти "нормального батю, который покрестит без всех этих дурацких бесед" есть лишь вопрос денег, и не таких больших.
Если человек реально воцерковляется, то он так или иначе проходит "тренинг с погружением": иногда явно и организованно, как в огласительной системе о. Георгия Кочеткова, и гораздо чаще - неявно. По хорошему надо требовать не "не крестить без обязательных бесед", а "не крестить без обязательного погружения", т.е. без "тренинга" ("тренинг" - термин условный и, видимо, неудачный, но лучшего я пока не придумал), вводящего в церковную жизнь, прошу прощения за невольный каламбур ("крещение" - это ж как известно, "погружение"). Но тут, как говорится, "Шехерезада прекращает дозволенные речи" - всем, надеюсь, очевидно, что в современных реалиях это, увы, утопия?