Про аборты

Jun 01, 2015 16:13


На мысль написать данный пост меня навела статья Сергея Худиева Почему допустимо сравнивать практику абортов с действиями Гитлера на Правмире. На мой взгляд, проблема вот в чем: тезис "жизнь начинается с зачатия" на 100% убедителен только с религиозной точки зрения. Т.е. неверующий человек может, конечно, принять этот тезис и таким образом сделаться противником абортов (разве нет тех, кто против абортов не из религиозных соображений?) - а может и не принять, и ничего ему не докажешь, будет стоять на своем: ЭТО (эмбрион) - ещё не человек, поэтому к аборту нельзя относиться также, как к убийству.

Аргумент "его геном уникален и отличается от генома матери" не является "убойным" хотя бы вот по какой причине: есть, как известно, понятие "смерть мозга", когда, например, допускается забирать органы для трансплантации. Поэтому по-своему логично считать, что пока у эмбриона не развилась кора головного мозга (при мозговой смерти первой гибнет именно она, а более примитивные структуры в мозгу ещё могут какое-то время жить), можно его считать максимум "потенциальным человеком" и аборт, соответственно - убийством не в большей степени, чем вырезание сердца и почек у человека с умершим мозгом. Если не считать, что есть некая нематериальная субстанция под названием "душа", которая соединяется с телом в момент зачатия, оспорить вышеприведенную точку зрения, увы, возможным не представляется.

Это я вот к чему всё: нет вопроса, что для чад Церкви аборт неприемлем. Тут и говорить не о чем. Вопрос в другом: насколько имеет смысл со стороны чад Церкви требовать неприемлемости аборта от "внешних", от тех, для кого наши "религиозные" аргументы - пустой звук? А прежде всего - насколько имеет смысл требовать запрета абортов от государства, позиционирующего себя как светское (или уж во всяком случае - не позиционирующего явным образом себя как христианское)?

У ап. Павла (Рим.1:21, 24) написано: "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела" (сказано впрямую в отношении мужеложства, но, понятно, имеет отношение к очень многим другим грехам) - т.е. первопричиной является отступление от Бога, ну а дальше получается по принципу "мера за меру": не хотите возблагодарить и прославить Бога - лишаетесь верного различения добра и зла и гуляйте, как говорится, как хотите, по воле страстей, омрачая умы и сердца.

Разумеется, есть некая "естественная мораль", построенная (а) на остаточном ведении истины, которое есть и у человека падшего и (б) на "разумном эгоизме" по Чернышевскому: если общество будет позволять людям делать всё, что угодно - это будет не общество, а джунгли. Ради того, чтобы общество сохранило устойчивость, необходимо некоторые действия запрещать и соответствующим образом карать нарушителей - поэтому в любом обществе преступлением является убийство, кража, мошенничество и т.п. При этом (а) соответствующие нормы вполне могут применяться к тем, кого данное общество считает своим членами в том или ином смысле, а в отношении ко внешним может быть всё, что угодно вплоть до закона джунглей (отсюда "геттентотская мораль") и (б) список норм, по которым имеется консенсус "для всё времен и народов", весьма и весьма ограничен. В частности, с точки зрения "естественной морали" консенсуса по вопросу об аборте нет и быть не может - о чем говорить, если не у дикарей Мумбо-Юмбо, а аж в Риме допускался не то что аборт, а просто убиение новорожденных детей (отец семейства был в праве "не принять" рожденного ребенка, причем не только своего, но и рожденного женой сына или внука).

Короче говоря, требовать от неверующих, чтобы они аборты не делали - это значит ставить телегу впереди лошади: надо их к вере приводить, и тогда вопрос решится сам собой. А от государства требовать, чтобы оно их запретило - значит ставить телегу сильно впереди, так что вряд ли эта лошадь сможет её даже толкать :) Т.е. не то чтобы это совсем неправильно (я ниже приведу одно соображение в пользу того, что всё-таки определенный смысл в том и другом есть) - просто надо особых надежд на это не возлагать, а главное - не обижаться, что нас тут не будут особенно слышать что государственные мужи и жены, что простые обыватели. В таком случае надо просто "засучить рукава и продолжать работу" - и всё.

А соображение вот какое: как известно, Христом сказано: "что сделали братьям Моим меньшим - то сделали Мне". Поэтому христиане кормят бомжей, посещают больных и т.д. вне зависимости от того, уверуют ли в результате их подопечные или нет. Понятно, что спасти невинного от смерти - это большое дело (пусть "мирские" не считают, что совершают убийство, но мы-то знаем, что это, увы, именно так), поэтому нужны всякие действия в этом направлении - в т.ч. и массовая агитация "аборт - это убийство" (те самые "плакаты с разбитой куклой"), и какое-то давление на государство. Просто не надо слишком сильно на то и другое уповать. Ну и помнить надо, что антиабортная агитация или антиабортная политика - это не единственные (и, видимо, в настоящих условиях - не главные) действия, которые можно предпринять для предотвращения абортов: главное - это реальная помощь женщинам, оказавшимся в соответствующей ситуации, поддержка семьи и т.п.

аборты

Previous post Next post
Up