Начетничество как проявление функциональной неграмотности

May 09, 2015 15:50


В Лектории Правмира есть серия замечательных лекций Александра Кравецкого, посвященных церковнославянскому языку. В одной из них ("Церковнославянская письменность Средневековой Руси") есть место, послужившее мне отправным пунктом для размышлений, которыми я сегодня хочу поделиться:Есть такое общее место, что в Древней Руси церковнославянский был ( Read more... )

начетничество, церковно-славянский, Энтео, фундаментализм

Leave a comment

mikhail_zeleny May 12 2015, 09:02:49 UTC

Это спор из серии, наполовину полон стакан или наполовину пуст :) 20% функционально неграмотных - это плохо, конечно, но остальные-то 80% - функционально грамотны! Раньше и такого не было, т.к. в том не было особой нужды для б.ч. населения.

Конечно, и 20% функционально неграмотных (или тем паче "вдвое больше", как у нас дело обстоит, согласно Вашей оценке) - это плохо, очень плохо, но почему? Потому, что в современном обществе функционально неграмотные - это люди, во многом социально неадекватные. А вот раньше было не так - всё познается в сравнении, короче.

Кстати, отдельный вопрос - влияние всеобщей грамотности на уровень развития мозга в популяции. Известно же, что мозги - как мышцы: чем больше напрягаешь - тем лучше развиваются: у мышц масса нарастает, у мозга - объём межнейронных связей. Ну и население, которое в детстве поголовно читать-писать учили, явно будет отличатся от того, которое в массовом масштабе неграмотно. Особенно полезно, говорят, обучение письму от руки - развивает мелкую моторику, что очень хорошо влияет на межнейронные связи. Поэтому нынешняя тенденция, когда всё на клавиатуре набирается, а от руки пишется мало, очень опасна - если не учить детей писать, а сразу на клавиатуре набирать, вырастишь поколение дураков. Т.е. взрослый может и "клаву топтать", ему уже ничего не повредит, а вот дети должны пером писать учиться. Я помню, нам в 1-м классе даже запрещали шариковые ручки - мол, пишите перьевыми, с нажимом, опасаясь кляксу посадить и т.д. Теперь я понимаю, что в этом был смысл - моторика сложнее, а значит мозг лучше тренируется.

Кстати, я теперь понимаю, насколько, например, важно было нас в школе учить писать изложения и в меньшей степени - сочинения. Я, право, как "технарь" по природе очень не любил уроки русского - нудно и неинтересно казалось. Нельзя сказать, что я совсем уж не любил гуманитарные предметы - историю любил, отчасти - литературу (в 8 и 9 классе, когда русская классика пошла, которую читать было интересно). Но русский с его диктантами, изложениями и прочей премудростью правописания я ненавидел как тяжкое бремя и был очень рад, когда после 8 класса русский кончился и одна литература осталась. И то меня напрягало, например, что на вступительных в институт надо сочинение писать. Думал - зачем это будущему инженеру надо вообще?

А сейчас я понимаю, зачем - хотя бы потому, что инженеру надо с документацией работать. Зачастую писать (пояснительные, инструкции, всякие нормативы, регламенты и т.п.), а уж читать - точно. Так что владение технологией работы с текстом обязательно для технаря!

Reply

tanuwa77 May 26 2015, 19:04:35 UTC
Главная проблема, что по исследованиям функционально грамотны не 80%, а 25%.

Reply

mikhail_zeleny September 6 2015, 16:14:59 UTC

25% - это, увы, очень по сравнению с требованиями времени: in age of mass communications функционально неграмотный человек легко манипулируем - как известно, "на дурака не нужен нож - ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь" (так что не стоит удивляться пресловутым 87%, хотя не обязательно в эту категорию попадают только функционально неграмотные: у меня есть принадлежащий к этой категории друг, которого никак функционально неграмотным не назовешь; тут, понятно, дело не в манипуляции - просто человеку "так нравится"; но уж во всяком случае можно сказать, что то, что у него его позиция такая, а не сякая - это его осознанный выбор, а вот у 75% функционально неграмотных, боюсь, это не так, к сожалению: они, не умея работать с текстами, не могут сделать адекватного выбора на основе тех текстов, которые на них обрушиваются из СМИ и интернета, хотя в бытовом отношении, конечно, подавляющее их большинство адекватно). Но 25% - это просто гигантское число по сравнению с теми временами, когда просто грамотных в смысле "умеет воспроизвести вслух текст" было куда меньше (а уж сколько среди них было функционально грамотных - вообще кот наплакал.

Reply


Leave a comment

Up