БЕРДЯЕВ И ОТКРЫТИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО МАРКСА (по случаю 150-летия русского философа)

Apr 19, 2024 01:56

БЕРДЯЕВ И ОТКРЫТИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО МАРКСА
(по случаю 150-летия русского философа)



Чтобы понимать написанное мной о Бердяеве, нужно разбираться в философских и богословских координатах. Иначе так и останетесь на уровне ваших «светочей» - Ермичева, Бонецкой и Гальцевой. Или еще хуже - Матвейчевых и прочих пошлых пропагандистов, неважно, правых или левых, «путинистов» или «антипутинистов».

Помимо философии русского Серебряного века (во всем ей многообразии), нужно знать западноевропейский христианский модернизм - знать Карла Барта, Пауля Тиллиха, журнал Esprit, Жака Эллюля. Без понимания как складывался богословский ландшафта Европы середины XX века говорить о Бердяеве кламарского периода невозможно. Знаний «левых» недотыкомок про «черного кобеля» и «теологию освобождения» будет явно недостаточно.

Поднимая проблему «Бердяев и марксизм», вряд ли вы уедете далеко на сочинениях своего друга Колерова, чьи банальности из года в год вы переиздаете. Интересное о марксизме будет сказано Бердяевым в конце 1930-х и 1940-е годы, но точно не в 1900-е.

Нужно глубоко разбираться в философии Маркса, в её исторических перипетиях. Видеть неразрывную связь «Капитала» с ранними философскими работами Маркса, прежде всего, «Рукописями 1844 года». Вне гуманистической и персоналистской повестки чтение «Капитала» бесполезно и даже вредно. Чревато опасностью ложных интерпретаций - от экономизма эпохи II Интернационала и сталинистско-маоистской дикости, пусть и облаченной в одежду французского академизма (как верно заметил об альтюссерианстве Гайо Петрович), до поп-философии наших дней со Славоем Жижеком или каким-нибудь Паоло Вирно.

Гуманистический марксизм всегда оставался чуждым России, не был изучен и не был понят у нас. Вместо него под марксизмом у нас всегда подразумевали упрощенные схемы Энгельса и наследующие им догмы советского диамата. После краха СССР к этому добавилось разве что увлечение части гуманитариев «модными штучками» - структуралистской схоластикой Альтюссера, либо постопераистской теорией Негри-Вирно, пошлой до невозможности.

Бердяев - ренессансный мыслитель, лучшие его книги пахнут флорентийскими лилиями. Но менее всего российская левая мысль была затронута загадками Ренессанса. Вряд ли где либо еще встречались более несуразные и поверхностные суждения как об итальянском Rinascimento, так и о русском религиозном ренессансе начала XX века. Поэтому Бердяев этой публике неприятен, он для нее - враг, либо terra incognita.

Между тем, именно Ренессанс глубже всего поставил проблему целостного человека. Проблему, безусловно, волновавшую Маркса. Пожалуй, главную его тему, придающую этический смысл и онтологическую содержательность всему его философскому проекту.

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ: ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ (2021)
(К грядущему столетию «философского парохода»)

СОДЕРЖАНИЕ:
Два полюса эмигрантской мысли
От анафемы к диалогу
Бердяев и марксизм XX века
Сумерки «Нового средневековья» (а был ли чай с Муссолини?)
Пароход ушел навсегда, или мичуринские огурцы совдеповской философии

ЧАСТЬ 1
https://mikhail-larinov.livejournal.com/63712.html
ЧАСТЬ 2
https://mikhail-larinov.livejournal.com/63952.html
ЧАСТЬ 3
https://mikhail-larinov.livejournal.com/64123.html

Николай Бердяев, философия, марксизм

Previous post Next post
Up