ЗАБЫТАЯ ФЛОРЕНЦИЯ ВАСКО ПРАТОЛИНИ
Библиотека имени Маяковского есть не только на Фонтанке. Во Флоренции она есть тоже - в
Народном Доме на Via Villamagna, что на левом берегу Арно. Там же располагается архив Анжиоло Граччи. С материалами по истории левого и коммунистического движения разных десятилетий, разных континентов и на разных языках.
Анжиоло Граччи (1920-2004) - партизан-коммунист, участник освобождения Флоренции от фашистов в сентябре 1944 года. В 1966 году он покидает ИКП, критикуя руководство партии с крайне левых позиций. В том же году участвует в основании маоистской КПИ(м-л) - по традиции учредительная конференция новой партии проходила в Ливорно. Через три года в организации происходит раскол, Граччи и его единомышленники образуют компартию «Красная Линия». Был активным борцом за удаление из Италии военных баз США и НАТО, разоблачал структуры «Гладио» и связанные с ними преступления, в том числе убийства «эпохи свинца». Последней партией Граччи стала Rifondazione Comunista, куда его группа влилась в 1991 году.
Помимо улиц Тольятти и Грамши, в большой Флоренции есть улица Пьера Паоло Пазолини, но чтобы пройтись по ней, нужно добраться до Сесто Фиорентино. У флорентийских предместий, как и у воспетой в «Повести о бедных влюбленных» Via del Corno есть своя насыщенная история: «Город верен своему прошлому, память о нем хранит каждый камень, каждая колокольня… Сколько раз набатные удары колокола пробуждали от спячки людей в предместьях Флоренции. Виа дель Корно существовала еще до того, как родился Данте. И повстанцы чомпи, говорится в старинных хрониках, вырвались именно из этих улочек и закоулочков между Палаццо и Амфитеатром…»
Улица Карло Кафиеро есть тоже. Нам, русским, не следует забывать, что, помимо творческих экстазов Достоевского и Бердяева, великолепных стихов Блока и Кузмина, Флоренция - это еще и город Бакунина на протяжении почти двух лет. Присев в недорогой траттории, отличным дополнением к бокалу кьянти будет свежий выпуск Umanita Nova - анархистской газеты с черным пиратским кораблем, основанной легендарным Эррико Малатестой. Думаю - современник Бакунина - Джон Рёскин не был бы против подобной картины.
Эстетизм и революционная религия чомпи вполне совместимы друг с другом. Замечательной иллюстрацией этого будет фильм Мауро Болоньини - экранизация романа «Метелло» или истории чомпи спустя пять столетий…
В будние дни на cena sociale или совместный ужин (весьма вкусный, скажу я вам, с хорошим куском мяса и должным запасом кьянти) на Via Villamagna легко собирается по сто человек. Народный Дом организационно не привязан ни к одному из осколков Rifondazione или какой-либо другой партии, как я понял, он существует через самофинансирование. Возраст большинства - это 40-50 лет. Заметны люди из революционного поколения settantasette. Молодежи не очень много.
Это печально, но итальянская молодежь вместо левой политики все больше выбирает постполитику. Все чаще голосует за Движение Пяти Звезд (M5S), а то и Лигу Севера (LN). На деле, конечно, эта постполитика оказывается лишь новой разновидностью правого популизма. Однако даже в таком исторически «красном» регионе как Тоскана - на фоне десяти лет краха Rifondazione и неоправдавшихся надежд на SEL (SinistraEcologiaLiberta) как реальную левую альтернативу Демократической партии - популярность M5S и LN заметно возросла.