"12 декабря". Путешествие из Милана в Калабрию. Заметки на полях

Nov 19, 2016 03:35

«12 декабря». Путешествие из Милана в Калабрию.
Заметки на полях



Радует, что вместо студентов и их студенческого бунта на протяжении большей части фильма мы видим итальянский рабочий класс. "Красная" осень забастовок 69-го много важнее весны Валле Джулия 68-го с «анархистом» Марио Мерлино [1] и Стефано Делле Кьяйе в первых рядах.

Пазолини был одним из немногих заметивших, что в лидеры «молодежной революции», завязанной на принципах субкультуры, в Италии незаметно выплывают черные «каравеллы». Да, в следующем «свинцовом» десятилетии, продолжавшем 68-й, будет расцвет левого движения, будут «Рабочая Автономия», «Индейцы метрополии» и герилья «Красных Бригад». Но не менее значимыми детьми молодежного бунта, немыслимыми вне его контекста и раскрытой Пазолини консумеристской логики, также являются неистовые ультраправые отморозки из банды Фиораванти-Мамбро и подобных ей объединений, чей террор унесет сотни жизней людей. Непосредственной жертвой молодых неофашистов станет и сам режиссер.

Пьяцца Фонтана и Пьяцца Сан-Бабила находятся в Милане в пешей доступности друг от друга...

«Нас приспособили для своих целей провокаторы-фашисты, которые проникают в ряды вербальных революционеров (однако вербализм тоже может вести к действию, особенно в том случае, когда мифологизирует его); мы являем собой идеальную маску как внешне - наши бесконечные метания и колебания приводят к тому, что мы в одинаковой мере открыты для всех, - так и в плане культуры, поскольку в действительности субкультуру правых можно без труда спутать с субкультурой левых»

«Лет десять назад для людей моего поколения, предшествовавшего нынешнему, появление провокатора в их среде было просто немыслимо (собственно, это могло бы произойти только при одном условии: если бы он, провокатор, был великолепным актером); в самом деле, его субкультура даже внешне отличалась от нашей культуры. Мы бы узнали его по глазам, по носу, волосам, мы бы тут же разоблачили его маскарад и проучили бы его, как он того заслуживал. Сейчас такое невозможно. Сейчас никто в мире не смог бы на основании только внешности отличить революционера от провокатора. Правые и левые по внешнему облику неразличимы»
(О ЧЕМ "ГОВОРЯТ" ВОЛОСЫ)

Одновременно «12 декабря» - это путешествие по Италии с Севера на Юг. Из Милана и Турина - в Каррару, затем в Неаполь, а затем в Калабрию.

Когда в фильме вместо рабочих (или рабочих, недавно ставших безработными), появляются «просто люди», «просто молодежь» со своим «тоже» протестом, но «неправильным» для «зануд-марксистов» - все стремительно меняется. Смогли ли зрители опознать организованное мафией и ультраправыми «народное» восстание в Реджо-ди-Калабрии, внешне такое рок-н-ролльное? Отличить его от остальных митингов, демонстраций и столкновений с полицией, что показаны в фильме? Вряд ли. Впрочем, о событиях в Реджо снимал не Пазолини, а другой режиссер. Пазолини, судя по его публицистике начала 1970-х («Лютеранские письма» и другие статьи), понимал, что там происходит. Ибо тогдашнее «Реджо - столица региона!» есть братский лозунг для недавнего «УКРАЇНА - ЦЕ ЄВРОПА!». Братский по своей право-популистской заносчивости и бессодержательности к решению реальных проблем.

[1] Марио Мерлино (р.1944) - лидер итальянской неофашистской молодежи 1960-х, одна из самых заметных фигур в столкновениях студенческой молодежи с полицией на Валле Джулия в марте 1968-го (непосредственно на эти события Пазолини написал знаменитую «оду полицейским» или «Компартия - молодежи!»). Второй человек, после Стефано Делле Кьяйе (также сыгравшего немалую роль на Валле Джулия), в «Национальном авангарде» - крупнейшей организации итальянских неофашистов того времени. По безграмотности был назван анархистом редакторами российского издательства "Ладомир", выпустившего в 2000-м году сборник текстов Пазолини под названием "Теорема"..

Михаил Ларинов,
17 ноября 2016 г.

1968, Италия, фашизм, Пазолини

Previous post Next post
Up