ЭТА БЕЛАЯ НОЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСЛЕДНЕЙ

Apr 19, 2016 21:44

В свете приближающегося 85-летия со дня рождения Джима Джонса в Санкт-Петербурге 23 апреля состоится лекция "Опыт «Народного Храма» в фокусе радикальной теологии и политической истории второй половины XX века"



Лектор: Михаил Ларинов, кандидат философских наук
Место проведения: ГЭЗ-21 (Пушкинская 10), Философское кафе
Дата и время: 23 апреля, 15-30
В основе лекции будет лежать одноименный теоретический семинар, его программа ниже. Также запланирована дискуссия.
О событии в молодежной социальной сети "вконтакте": https://vk.com/event119544898

Программа теоретического семинара
Опыт «Народного Храма» в фокусе радикальной теологии и политической истории второй половины XX века

Часть I. История
«Этим вечером мы все в опасности - опасности, исходящей от корпоративной диктатуры. Мы в опасности от огромного фашистского государства…и если наша церковь не построит утопическое общество, если мы не создадим эгалитарное общество - у нас у всех будут большие проблемы…»
(Джим Джонс, 1976 год)

1. Особенности освещения истории «Народного Храма» (НХ) и трагедии в Джонстауне в США, СССР и России. Доступность документов и основные направления исследований.
2. Периодизация истории «Народного Храма». Демография и социальный состав участников. Ключевые идеи и ведущие аспекты деятельности на каждом этапе. НХ в свете теории Эрнста Трельча: понятия секты, церкви и нового религиозного движения; их применимость в отношении НХ.
А) Индианаполис (1955-1965). Жизнь в эпоху маккартизма или когда твой отец ку-клукс-клановец. «Как я мог проявить свой марксизм? Мыслью было проникнуть в церковь». НХ и традиция пятидесятничества. Джим Джонс в Бразилии и видение ядерного холокоста. Первый исход.
Б) Юкайа, Редвуд Вэлли (1965-1974). «Апостольский социализм» в контексте религиозной жизни Калифорнии. НХ и традиция сельскохозяйственных коммун в США. Проблема утопии «бегства» и утопии «реконструкции» (Л. Мэмфорд). НХ и романтическая философия Генри Торо.
В) «Если ты собираешься в Сан-Франциско…» (1974-1977). НХ как политическое движение. Общественно-политическая деятельность НХ в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе в контексте истории американских «новых левых» и борьбы против расизма.
Г) Второй исход, Джонстаун (1977-1978). Земля Обетованная или Родина-Смерть. «Это единственное место, где я нашел свободу - и если я не могу быть здесь, я предпочту быть мертвым». Дискуссия о масштабах преследования НХ. «Озабоченные родственники» и деятельность спецслужб.

Часть II. Теология
«Если бы я обнаружил небесного Бога, клянусь, я бы вручил ему повестку в суд».

«Я пришел освободить вас от религии. Я пришел показать вам Христа»
(Джим Джонс)

1. Религия versus религия: выражение действительного убожества или протест против этого убожества, покорность или историческая инициатива. Оппозиция утопии и идеологии в современном религиозном сознании. Дискуссия о религиозном сознании в марксистской мысли второй половины XX века (Э. Блох, Р. Гароди, П.П. Пазолини, Р. Баро).
2. Атеизм в христианстве (Э. Блох) и христианский атеизм (Т. Альтицер). Проблема трансцендентности и имманентности в теологии христианского модернизма. Опыт НХ в свете споров о радикальной теологии.
3. Черная кожа, белые маски. Что значит «быть черным». НХ и религия афроамериканцев. НХ и «Миссия мира»: Джим Джонс и Джордж Бейкер (Father Divine). Отношения с религиозными организациями афроамериканцев в США 1950-1970-х. НХ и «черная» теология Джеймса Коуна. «Мы все работающие на плантациях негры». Роль борьбы за гражданские права чернокожих в становлении американских «новых левых». Необходимость духовного единения с угнетенными чернокожими. Религия Исхода и музыкальная культура афроамериканцев. Пластинка He`s able.
4. Кенотическое христианство и теология отверженных. Неспасённый Христос у Д. Бонхёффера, Г. Гутьерреса и Д. Джонса. Споры о контекстуальной теологии. Правомерность использования термина «теология освобождения» (ТО) на современном этапе. ТО и секулярная теология: сходства и принципиальные различия. Бог в совершеннолетнем мире или религия исключенных из истории? ТО и марксизм теоретиков зависимого развития (ТЗР). Опыт НХ в свете практики ТО.
5. Надежда как революционная сила и двигатель истории НХ. Надежда и голос Кристины Миллер.
6. От религии бога Джа к теологии народа Джан.
7. Джонстаун как апокалиптическое искупление. Диалектика любви/смерти и тотальность Боговоплощения. Джим Джонс и теология смерти Бога.

Часть III. Революция Кириллова и что значит учиться у Гедвиги Вотман
«Гедвига Вотман взмахнула краем плаща и беззвучно, с мгновением птицы скрылась от конвоя навсегда…»
(«Мусорный ветер»)

1. Революционный суицид в истории: от Масады до Яна Палаха и джунглей Гайаны.
2. «Жизнь есть, а смерти нет совсем». Кириллов как кенотический Христос. Главная идея антропологии Достоевского. Жизнь без смерти versus жизнь после смерти. Остановить время или как выдержать 10 секунд счастья.
3. Преодоление смерти как предмет утопического мышления. История НХ как путешествие с открытым сердцем.
4. После Джонстауна был Рональд Рейган... Левацкое искусство умирать или как не оказаться в свидригайловской бане.

революционное самоубийство, религия, Достоевский, утопия, марксизм

Previous post Next post
Up