Однако ключевая проблема эссе - в этом переходе от осуждения советской системы к людям: "Нет, воспитывают не сами по себе правильные слова, а именно расхождение правильных слов и отвратительных дел. И ничего кроме апатии, цинизма, лицемерия, злобы, изуверства, предательства, человеконенавистничества такое расхождение воспитать не может."
Предполагая, что первое предложение цитаты относится к советской системе, второе - это не только эмпирическая и моральная ошибка, но и, в силу намеренной категоричности, утверждение просто ложное, вариант морального парадокса лжеца.
Вы считаете, что ложь, лицемерие, насилие, расхождение высоких слов и отвратительных дел - хорошие воспитатели? Они воспитывали именно то, о чем я и говорю: цинизм, лицемерие и т.д. Другое дело, что даже в самой тоталитарной стране у человека есть другие воспитатели. Мама, папа, дедушки и бабушки, великая классическая литература, а главное, нравственный закон в человеческом сердце. Вот они-то и выращивали хороших людей, не благодаря, а вопреки тоталитарному государству.
Re: ВоспитателиnedosionistNovember 6 2011, 18:50:15 UTC
В основном я считаю, что Вы намеренно упрощаете. Видите ли, как я и написал, это классическая проблема nutrure-nature: соотношение влияния среды-системы, семьи и врожденных черт в нравственности личности, и однозначный ответ вряд ли возможен. Позиция, что советская среда несла лишь вред, априори исключает саму возможность задать правильный вопрос
( ... )
Re: ВоспитателиnedosionistNovember 6 2011, 19:23:00 UTC
Обсуждая советское прошлое, стоит обсуждать советские ценности. Они интересны своей уникальностью, и никто другой за нас это не сделает. О ценностях демократии думать проще, на эту тему больше сказано.
Re: Воспитателиaconite26November 6 2011, 20:06:13 UTC
и при этом стандартный вариант "хорошего советского человека", воспитанного семьей и литературой - это человек стопроцентно политически пассивный, который в принципе не верит, что у него есть какая-то роль в политической сфере. А это никак не способствует эстетичности окружающего общества и государства..
Однако ключевая проблема эссе - в этом переходе от осуждения советской системы к людям:
"Нет, воспитывают не сами по себе правильные слова, а именно расхождение правильных слов и отвратительных дел. И ничего кроме апатии, цинизма, лицемерия, злобы, изуверства, предательства, человеконенавистничества такое расхождение воспитать не может."
Предполагая, что первое предложение цитаты относится к советской системе, второе - это не только эмпирическая и моральная ошибка, но и, в силу намеренной категоричности, утверждение просто ложное, вариант морального парадокса лжеца.
Reply
Reply
Reply
Reply
Спасибо и на этом. А о ценностях демократии Вам задумываться не приходилось?
Reply
Впрочем, вот:
http://nedosionist.livejournal.com/11408.html
Reply
Reply
Leave a comment