Наука о пишущих, т.е. о нас с вами.

Oct 22, 2008 12:38

У меня вышла в "Топосе" статья о скрипторике. Что это за зверь такой? Это наука о нас с вами, пишущих и ведущих, так сказать, письменный образ существования. "Scribo ergo sum" - "Пишу, следовательно, существую" (маленькая поправка к декартовскому "Cogito ergo sum"). Нетрудно предположить, что для многих жежистов "жить - значит писать", т.е. делить свое существование с другими посредством многих, многих "букафф". Все мы - скрипторы, а значит, скрипторика - это о нас, о нашей жизни и бессмертии.



Правда, о письме уже есть наука грамматология, ставшая культовой благодаря Жаку Деррида (да, науки, дисциплины тоже бывают культовыми). Но грамматология - это наука о письме без пишущего, в этом ее принципиальная установка. В отличие от устной речи, где говорящий полностью присутствует в актах высказывания, письмо для того и производится, чтобы пишущий в нем значимо отсутствовал, действовал на расстоянии и даже после своей смерти. Поэтому грамматология исключает пишущего из своих интересов, как если бы он был мертв. А скрипторика начинается там, где кончается грамматология, и возобновляет интерес к пишущему как живому. И ставит вопрос о письменной деятельности как образе жизни и способе отношения к миру; о том, как мы присутствуем в письме именно благодаря своему непосредственному отсутствию в нем. Скрипторика входит не столько в лингвистический, сколько в антропологический цикл дисциплин. Это психология, характерология, персонология письма, идет ли речь о пишущих индивидах или коллективах, об экзистенциальном, профессиональном, национальном или конфессиональном отношении к письму.



Один из самых интересных вопросов: в (пред)школе нас обучают письму в 6-7 лет, когда вся наша потребность в общении удовлетворяется устно. А потребность в письме наступает гораздо позже, в 11-13 лет, когда складывается комплекс подросткового одиночества. На этом комплексе, по сути, и фиксируются все "буквенники", письменно проживающие свою жизнь, от Петрарки и Бальзака до жежистов. Возрастной разрыв между формальным обучением и психической мотивацией письма - 5-6 лет. Что в этом промежутке происходит? Не способствуют ли сами навыки письма становлению отроческих комплексов в той же степени, что и их изживанию? Или, наоборот, само возникновение письменной цивилизации обусловленно тем, что человечество из "детства золотого" вышло в "кризис отрочества"?...

В общем, кому интересно:
Скрипторика. Введение в антропологию и персонологию письма
http://topos.ru/article/6465
http://topos.ru/article/6467

(Эта статья вошла в тематический выпуск журнала "Философские науки", посвященный философии письма (2008, 8). К сожалению, у журнала нет сетевой версии).

writing, age, scriptorics

Previous post Next post
Up