Ко Дню Интеллектуала (21 апреля)

Apr 19, 2011 00:01

 День интеллектуала я проведу в Дублине, где никогда еще не был и где зародилась одна из самых интеллектуальных проз 20 в. (Джойс).  Вообще же напоминаю, что этот день приходится между  днями рождениями Гитлера (20 апр.) и Ленина (22 апр.) и знаменует вызов всякому тоталитаризму (правому и левому) и праздник альтернативного сознания.

20 апреля - День рождения Гитлера

21 апреля - День Альтернативного сознания

22 апреля - День рождения Ленина 

Власть нуждается в мысли, по крайней мере, инструментально, чтобы промывать мозги населению. А нуждается ли мысль во власти? Гораздо менее. Мысль - это сама по себе такая власть, которая не снилась начальникам и правителям. Мысль - это такое наслаждение, которое и не снилось сластолюбцам. Лучшие люди всех веков не предавались бы мысли, если бы не находили в ней источник наслаждения. Воля к мысли, воля к языку как орудию мысли - выше, чем воля к власти. Исторический процесс ведет нас от всяких социократий (демократии, охлократии, аристократии...) к инфократии и ноократии, т.е. власти интеллекта.

Интеллектуал - это, как и интеллигент, не профессия, а призвание, образ мысли и даже образ жизни. Но интеллектуальность предполагает большую степень интеллектуальной ответственности и сосредоточенности. Интеллигент хочет обобществить, онародить свой ум, тогда интеллектуал стремится интеллектуализировать общество, поднять его, а не опуститься до него. Его задача - не хождение в народ, а вовлечение общества в интеллектуальный процесс, который по сути и есть исторический процесс (в этом смысле прав был Гегель). Интеллект, а не физический труд - главная производительная сила во все времена, но сейчас, в эпоху постиндустриального, информационного общества, это очевидно всем, и значит, интеллектуализация общества будет означать и интеллектуализацию политики, т.е. искусства управления (или самоуправления) обществом. М. Фуко выступал за политизацию интеллекта, тогда как задача интеллектуала - интеллектуализация политики.

Три задачи и признака интеллектуала, по которым он отличается от интеллигента, профессионала и идеолога:

1. Добросовестное выполнение своего профессионального долга. Интеллектуал - это не шалтай-болтай, который "учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь" и поэтому присваивает себе право судить обо всем на свете. Интеллектуал укоренен в определенной профессии, в своем роде занятий и опирается на определенные навыки и правила мышления. Первое дело интеллектуала - создавать определенные мыслительные и духовные ценности, расширять ноосферу, семиосферу человечества. Профессионализм и творческий потенциал отличает интеллектуала от просто интеллигента.

2. Интеллектуал - больше, чем просто хороший профессионал. Хороший физик или юрист - это еще не обязательно интеллектуал. Интеллектуализм - это определенная миссия, это система творческих, общественных, нравственных ценностей. Укоренившись в своем деле, интеллектуал выходит к делу всего общества и всего человечества, осознает себя представителем всего рода мыслящих существ, ибо человек - это прежде всего homo sapiens, человек разумный, мыслящий и говорящий. Именно интеллект, т.е. способность к обобщению, делает интеллектуала космополитом в лучшем смысле этого слова, гражданином мира, или транскультурным существом, способным перешагивать границы своей врожденной культуры, видеть слепые пятна своего воспитания. "Ничто так не согласуется с разумом, как его недоверие к себе" - Паскаль. Разум все время движется за пределы разума, расширяет его границы.

3. Отсюда критическая установка разума по отношению к любым институциям и способность альтернативного мышления, полагания иных институций, концептов, правил, знаков по отношению к существующим, общепринятым знаковым, концептуальным, социальным системам. Интеллект - это способ создания альтернатив, в какой бы интеллектуальной или профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики, эстетики, поэзии, философии. Это способ инакомыслия, инакочувствия, инакоречия, инакодействия, всех видов инаковости, поскольку они образуют трещину в монолитах единомыслия, единочувствия и единодействия. Само понятие "интеллекта" этимологически связано с "интер", "между", и буквально означает "читать между, выбирать между" (лат. lego - собираю, выбираю, читаю). Эти "межи", пробелы между публичными сферами, позициями и профессиями, и заполняются альтернативным мышлением, "межеумочным" подходом. По-настоящему умен тот, кто межеумочен, кто одновременно и знает правила, и умеет их нарушать, т.е. совершать продуктивные ошибки, полон энергии творческого блуждания (пусть даже и заблуждения).

Первое отличает интеллектуала от интеллигента, т.е. вообще образованного, культурного и совестливого человека. Второе отличает интеллектуала от профессионала, т.е. человека, замкнутого на специфическом приложении интеллекта к определенной области знания. По третьему признаку интеллектуал отличается от идеолога, т.е, выразителя системы идей, служащих утверждению определенной партии или класса, социальной группы. Идеолог влипает в определенный класс и становится его голосом, требованием, тогда как интеллект - это способность к трансценденции своего класса, этноса и любой идентичности. Интеллектуал не антисоциален, а иносоциален, он принадлежит к категории странников (strangers), обрисованной в работах немецких философов и социологов Георга Зиммеля и Альфреда Шютца. "Для странника культурный паттерн группы, к которой он приближается, - это не убежище, а поле для приключений, не нечто само собой разумеющееся, а подвергаемый сомнению предмет исследования, не инструмент для распутывания проблемных ситуаций, а сама проблемная ситуация, и к тому же весьма непростая". [Шютц].

Интеллектуал проникнут духом критической универсальности. Именно самое универсальное - интеллект - позволяет ему быть критичным по отношению к любому частному порядку и интересу, с которым он по факту рождения или воспитания вынужден себя отождествлять. Универсальное существует именно потому, что нет универсальных культур и универсальных этносов. Именно из самокритики разных исторических и культурных разумов и рождается их транскультурная общность. Интеллектуализм воплощает собой не гордость, а смирение разума, его понимание множественности разумов и культур.

Вот почему гомеровский Одиссей и джойсовский Улисс могут служить архетипами интеллектуала, персонификациями странствующий, остраняющей способности разума. Так что Дублин - хорошее место для празднования этого дня.

intellectual, alternatives, feast

Previous post Next post
Up