В середине августа вышла книга художника Ильи Кабакова и моя: "Каталог". Продается в "Фаланстере" и, наверно, где-то еще. Это каталог не живописи или инсталляций, а биограмм и идеограмм, следов жизни и мысли. Жанр примерно тот же, что в нашей с Сергеем Юрьененом "Энциклопедии юности", но соотношение голосов другое. Это скорее монолог И. Кабакова, в котором я выступаю в роли подстрекателя, приставалы и подпевалы. По словам Ильи, получилась самая откровенная книга в его жизни. Привожу отрывки из Предисловия и из текста.
М.Э. Сегодня 9 июня 2009 года. Мы в Маттитуке на Лонг Айленде и начинаем нашу необычную энциклопедию - Ильи Кабакова. Энциклопедия одного человека, его жизни и творчества - редкий жанр. Kак правило, такие энциклопедии создаются много лет, десятилетий или даже веков после жизни автора. Например, Лермонтовская, Розановская, Булгаковская... Уникальность данной энциклопедии не только в том, что она создается при жизни своего героя, но и в том, что она создается им самим или, во всяком случае, при его определяющем участии.
Это, прежде всего, энциклопедия себя, энциклопедия лирическая. Жанр энциклопедии по своей начальной установке предполагает объективность, отстраненность, сухой информативный подход, но здесь это условие нарушено. Во-вторых, это - диалогическая энциклопедия... Мы не будем излагать здесь биографию Ильи Кабакова. Будем двигаться биограммами, но не во временном порядке. Биограмма (буквально "письменный знак жизни") - это единица жизненного целого. "Дети", "дом", "дружба", "слава", "комплекс неполноценности", "скука", "одиночество", "призвание", "эрос" - это все биограммы, которые и станут заголовками наших статей. Если автобиография - это биограммы в линейном, временном порядке жизни и повествования, то "автоциклопедия" - это совокупность биограмм, организованных системно, как воссоздание всей панорамы жизни...
Из главы "Этика (со знаком не-)"
И.К. ...Я испытывал уважение к определенным людям, восхищение даже, но того, что называется душевным движением, автоматическим, совершенно бессознательным, желания встретиться, что-то сделать, у меня никогда не возникало. Во всяком случае, я не могу этого вспомнить. Не было и параллельного желания причинить какую-то неприятность. Но я ощущал в себе отчужденность, равнодушие и страшную омертвелость в тот момент, когда можно было что-то сделать. Я откровенно признаюсь в этом. Существует понятие поддержки в художественном мире, что называется - «это тебе бы ничего не стоило». Душевное движение сделать что-то такое спонтанно изнутри. У меня же - странная омертвелость, отсутствие того, что для многих людей вполне естественно. Я это приписываю отсутствию душевности, звука души. Это абсурдно, потому что у каждого человека есть душа. Она просто функционирует или нет. Как часы - или работают, или стоят. Они у меня всегда стояли.
И. Кабаков, М. Эпштейн. Каталог. Вологда, 2010 (Библиотека московского концептуализма, Малая серия, 344 с.,1500 экз.).