Абсолютный знак Абсолюта

Mar 27, 2010 08:10

Неожиданно для себя нашел в инете свою статью  о "                   ".

Это  абсолютный знак Абсолюта, более адекватный обозначаемому, чем "Абсолют", "Бесконечное", "Невыразимое", "Дао", хайдеггеровское "ov" (бытие) или дерридеанское "differance", поскольку он обозначает само условие означивания,  то невыразимое, что делает возможным всякое ( Read more... )

absolute, " ", ecology, apophatic theology, sign, text, philosophy

Leave a comment

vikamamonova March 27 2010, 12:09:49 UTC
Михаил Наумович, спасибо за интересную статью! Конечно, соблазн « » - в нуле форм, в невозможности помыслить и обозначить « », ввести его в определенную координационную сетку, п.ч. « » вне координации. Вы правы, говоря о « », всплывает в памяти ряд категорий от «Ничто» до небытия как свернутой потенции, с его воплощением в мифологических и религиозных системах. В некотором смысле « » - условие, делающее зримым любой другой знак, различающийся на фоне « ». Кстати, имеет ли « » темпоральную выраженность, п.ч. объясняя « » через понятия «фон», «экран» и т.д., « » определяется в терминах пространства. Т.е. топос « » очевиден, а что хронос? « » предваряет время или после «скончания времен» небытийствует? Есть в « » нетствование, отрицание самого себя. С другой стороны, в манере Блоха можно предположить, что « » - еще-не-бытие или уже-не-бытие - тотальность промежуточных состояний, иначе - тотальность становления как связки между бытием и небытием, диалектического единства бытия и небытия, и это, наверное, - попытка определения « » через его нетствование по отношению к времени. Хотя роль рамы, обрамляющей время, для « » даже на первый взгляд слишком поверхностна (иллюзия восприятия « » именно как рамы тем и привлекательна, что « » начинает рассматриваться как граница, а граница для существующего - опыт; опыт соприкосновения с существованием, бытием, Ничто)… « », безусловно, это еще и пробелы между волокнами времени, бытия, пустоты и провалы в памяти, разрывы между существующим и существованием, существованием и ессенцией (или эссенцией, кому как больше нравится). И, если строить пространство на соотношении « » и знака, то, наверно, « » начинает фигурировать как инобытие знака, а вовсе не как полноправный знак, и, что кажется важным, лишается своей главной характеристики - фоновости как нераскрытой потенции, которая сохраняет в нас надежду, что в воспроизводстве одного и того же корпуса знаков, есть еще нечто, сокрытое, неразличимое между телом знака и нетствованием « ». И эта неявленность - то же побуждение к творчеству, что и привычная обращенность к наличествованию знаков и связей между ними. А потом, разве знаковое поле уплотняясь не стремится к обнулению?

Reply

" " как процесс воссознания-воссоздания mikhail_epstein March 27 2010, 14:22:25 UTC
Спасибо за глубокое толкование и вопросы.
На первый взгляд, " " как хронос (а не только топос) - это своего рода ахрония, или ухрония (ср. утопия), т.е. не-время, альфа и омега всякого процесса, изначальное условие и последнее состояние. Но более содержательно рассматривать динамику превращения белого поля в пробел, в знак самого себя. Взаимопульсация фона и фокуса: фон превращается в фокус, суживается, закавычивается - и вновь раскавычивается, отступает и всеохватывает, опять в качестве фона.

Это не просто циклический повтор, но интеллектуально-этический процесс, который в статье назван "воссознанием". Этика включает в себя категорию возвратности, не в смысле буквального возвращения субъекта к своему началу, а в смысле сознательного воссоздания в себе начала по мере удаления от него. Воссознание, означивание условий знаковости,
" " - часть долга, который пишущий возвращает тому, что позволяет ему писать. Но мы ведь не только пишущие и читающие существа, но также и говорящие, едящие, дышащие, действующие, живущие. И в каждой из этих областей есть свое " ", которое делает возможным наши слова, поступки, движения. Например, пост, воздержание от еды - это " " нашего физического бытия, это голод в кавычках, воссознание голода, как того первоначального условия, которое делает возможным и насущным питание, - нашей неполноты, потребности в хлебе, зависимости от Творца. Задержание дыхания, как в йоге, - тоже " ", воссознание бездыханности внутри самого дыхательного цикла. То же самое - воздержание от сознания в медитациях. Это не бессознательность камня или полена, а воссознание своей бессознательности внутри самого сознания, как его белый фон, как его предусловие.

Таким образом, " " - условие всякой деятельности, которая на самом зрелом своем этапе воссознает-воссоздает свое начальное условие. То, что " " возвращается в текст уже закавыченным, - знак исторической зрелости текстуальной деятельности, воссоздающей свое условие, свой белый фон внутри себя.

Reply


Leave a comment

Up