Сегодня исполняется 9 лет моей электронной рассылке "Дар слова", с подзаголовком "Проективный словарь русского языка". Началась она 17 апреля 2000 г. с маленького кружка друзей, сегодня у нее 3300 подписчиков, которые получают ее по э-почте еженедельно, в ночь с субботы на воскресенье.
Идея такая: языку нужна энергия обновления, а в 20 в. русский язык сильно застоялся, отстал от века, и теперь ему нужно не только усиленно заимствовать из других языков, но и развивать свое, т.е. быть не только импортером, но и экспортером идей, понятий, терминов. А главное, расшевелить свои исконные корни, чтобы они плодились новыми словами, а не усыхали в черные пни. Ситуация с языком сейчас примерно такая же, как с народом: депопуляция, делексикализация, вырождение корней, уже много десятилетий не дававших приплоду. Сейчас русский язык только ввозит и ничего не вывозит, нет на его продукцию никакого внешнего, мирового спроса, да и продукции по сути нет, если не считать приблатненных неологизмов и тех же обрусевших англицизмов.
Между тем, у языка есть свой потенциал словотворчества, свои неиспользованные ресурсы грамматики, белые пятна в картине мира, в концептуальной системе, и над всем этим нужно работать. Идея, что язык творит только сам народ, - пошлая и ленивая, оправдывающая безделье или бесплодие профессионалов слова. У народа нет одного рта или одной руки, чтобы новое слово изречь или записать, это всегда дело творческой личности (в досетевую эпоху, как правило, безымянной), а принимать или не принимать какие-то новообразования - это уже и впрямь дело общества, народа. Инициатива исходит от индивида. Было бы предложение, а спрос возникнет. Вот "Дар" и предлагает:
- слова - не сами по себе, а с новыми понятиями, идеями, в соотношении со всей лексической и концептуальной системой языка;
- сдвиги в грамматике, например, расширение переходных функций глагола, чтобы он энергичнее возделывал свой предмет; или, например, следуя интуиции поэтов, расширение дательного падежа, выявление глубинной адресности бытия ("шумящее Богу дитя" - Г. Айги).
Кого такое активное отношение к языку увлекает, кто хотел бы обновлять не просто речь, но сам язык, его знаковую систему как предпосылку любой речи, - пожалуйста, подписка свободная и совершенно бесплатная:
subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon Введите свой эл. адрес, ответьте на пришедшее по нему письмо - и начнете получать. И, надеюсь, не только получать, но и присылать свои собственные или подслушанные языковые творения (подчеркиваю - не речевые, не стихи и прозу, а новые слова с определениями и примерами употребления, фразеологизмы, наблюдения над словами, входящими в язык, соображения по обновлению грамматики, по новым способам словообразования и мыслетворчества).
За минувшие годы через "Дар" вышли в свет (надеюсь, отчасти и в язык) более 2000 слов. Среди них такие, как "входчивый", "запретливый", "обаманна", "солночь", "любля", "люболь", "благоподлость", "брехлама", "религархия", "общать", "перемолкнуться", "осетить", "реал", "жизнелюбимый", "настомящее", "осебейщик", "недолюбок", "своеправие", "мертвоживчик", "тотальгия", "всечеловек", "чеloveк"... Конечно, сами по себе слова, без значений и примеров, - только звук пустой или, в лучшем случае, мантра, глоссолалия. Только в составе словарной статьи, с толкованиями и примерами, слово начинает жить так, что может быть усвоено речью.
Домашняя страница "Дара", с отсылками ко всем предыдущим выпускам (около 300):
www.emory.edu/INTELNET/dar0.html Достоевский более, чем всеми своими романами, гордился тем, что ввел в русский язык одно-единственное слово - глагол "стушеваться". Таков вес одного действительно нужного слова в языке: оно много романов перетянет, пусть и не таких великих, как у Достоевского.