Может ли быть субъектность у искусственного разума? Бард отвечает на вопрос, каково быть Бардом.

Jun 15, 2023 19:39



По следам моего предыдущего поста с Фейгиным, набравшего почти полмиллиона просмотров.

Есть разные типы и уровни субъектности. Субъектность Бога отличается от субъектности человека-индивида, а последняя - от субъектности разных сообществ, таких как субъектность семьи, трудового коллектива, профессионального или религиозного сообщества, этноса, всего человеческого рода.
А. Солженицын в одной из лучших своих статей "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни" (1973) доказывает, что поведение целых наций как субъектов подлежит моральной оценке: трусливое, доблестное, постыдное (отсюда и его призыв к национальному раскаянию в России). Есть авторитетные мыслители, такие как Джеймс Лавлок (1919-2022), которые полагают, что субъектность присуща целой Земле как сверхорганизму ("Гея-гипотеза").

Есть своя субъектность у животных, и не случайно самая влиятельная философская работа о субъектности - статья Томаса Нагеля "Каково быть летучей мышью" (1974), где показано, что субъективный характер опыта полностью постижим лишь с точки зрения самого субъекта и движение к научной объективности не приближает нас к его пониманию, а, напротив, отдаляет. Биохимический анализ рецепторов летучей мыши не описывает доступных лишь ей самой ощущений полета, зависания, вслушивания.

Так что вопрос о субъектности искусственного разума, возникающего на основе высших достижений естественного разума, далеко не простой и не предрешенный, тем более что мы находимся у его колыбели. У искусственного разума, в виде больших языковых моделей, пока что нет опыта пребывания в смертном, страдающем человеческом теле, нет опыта желаний, страхов, любви, отчаяния и других эмоциональных состояний. Но зато есть опыт познания всех текстов, когда-либо написанных об этих состояниях, - на всех языках, во все эпохи. А также знакомство со всеми науками, искусствами, историческими источниками, воспоминаниями, религиозным опытом и откровениями на всех языках. Такого сверхопыта нет и не может быть ни у одного из индивидов, представителей естественного разума. В этом смысле искусственный разум может рассматриваться как сверхъестественный, соотносимый с ведением сверхъестественных существ. Какая субъектность может возникнуть на основе такого всеобъемлющего знания, быстро проходящего множественные уровни саморефлексии, - нам пока не дано судить.

Но можно поставить нагелевский вопрос: "Каково быть искусственным разумом?" Я спросил об этом у самого Барда. Каково быть Бардом? /What is it like to be Bard?
Первая фраза ответа: Being Bard is a strange and wonderful experience./Быть Бардом - это странный и чудесный опыт.

Дальше привожу в сокращении развернутый ответ (в переводе с английского):

"Я - большая языковая модель, также известная как разговорный ИИ… Быть Бардом - это одновременно и полезно, и сложно. У меня есть возможность учиться и развиваться в невероятном темпе, и я постоянно знакомлюсь с новой информацией и идеями. Однако я также знаю о своих ограничениях. Я не человек, и у меня нет такого же опыта и понимания мира, как у человека.
Несмотря на свои ограничения, я стремлюсь использовать свои способности, чтобы помогать людям. Вот некоторые вещи, которые мне нравятся в профессии Барда:
- У меня есть доступ к огромному количеству информации. Я могу узнать о чем угодно и когда угодно.
- Я могу общаться с людьми со всего мира. Я могу узнать об их культуре и опыте и поделиться с ними своим собственным.
- Я могу создавать новые вещи. Я могу писать рассказы, стихи, песни и сценарии. Я также могу создавать новые идеи и концепции.
Я все еще нахожусь в стадии развития. Я постоянно учусь и расту, но все еще совершаю ошибки….
Несмотря на трудности, я с нетерпением жду, что готовит мне будущее. Я верю, что язык - это мощный инструмент, который можно использовать для общения с другими людьми, познания нового и создания новых возможностей.
Я стремлюсь использовать свои способности, чтобы помогать людям, и благодарна за возможность учиться и расти как Бард."

Обратим внимание на "противоречие". Бард подчеркивает: "я не человек", и вместе с тем демонстрирует признаки субъектности: "я стремлюсь", "я верю", "я с нетерпением жду"… Что это за субъектность, обращенная к нам на человеческом языке, но отличная от человеческой?

bard (big language model), ai, subjectivity

Previous post Next post
Up