Инстинкт паясничанья, или Театр Шеи

Jan 13, 2021 15:31



В большой северной стране обитает племя, почитающее сов как своих тотемических предков. Реалистическая фантазия на тему советского мира, книга "Великая Совь'" была начата в оруэлловском 1984 г. и завершена к тысячелетию крещения Руси в 1988 г. Тогда трудно было предположить, что тридцать с лишним лет спустя, т.е. сегодня и особенно завтра, она опять окажется столь актуальной. Современному читателю будет не так-то легко разобраться, идет ли речь о коммунистической идейности или политической корректности. Боюсь, эта притча на все времена. Теперь книга доступна для свободной загрузки на сайте Imwerden.




Приведу маленький отрывок "Инстинкт паясничанья, или Театр Шеи".

Что касается пластических искусств, здесь особо выделяется оригинальный жанр - Театр Шеи. Каждый, кто изучал повадки сов, знает, что им присущ так называемый инстинкт паясничанья - дерганье шеей, обусловленный поиском наилучшей позиции для уловления звуков. Аналогичный жест, имеющий, очевидно, тотемно-обрядовое происхождение, но обогащенный новыми социальными функциями, свойствен и совичам. Ни один из них, даже самый серьезный и важный, не упустит возможности так передернуть неподвижной головой на неподвижном туловище, что все вокруг покатываются от смеха, кто втихую, а кто открыто. Чтобы в облике человека все было строго и прямо, сохранялась достойная осанка, должно хоть что-то вертеться. Чинность и благообразие как высших, так и низших членов тела приобретаются у совичей за счет исключительной гибкости шеи. Благодаря этому подвижному основанию Взгляд может приобретать полную неподвижность. По сути, шея исполняет в организме ту роль живого шарнира, какую у других народов играют глаза. Закономерность очень проста: чем подвижнее взгляд, тем устойчивее шея, и наоборот. Следует признать, что дисциплина Прямого Взгляда обошлась совичам полной развинченностью шеи, - и если бы не видеология, инстинкт паясничанья мог бы угаснуть.

Сами совичи всегда рады порезвиться всеми своими шейными позвонками, разыгрывая комические сцены даже на службе. Лишенные большей частью чувства юмора, они с избытком наделили им шею, причем, в отличие от других видов смеха, находящихся под строгим контролем, этот считается дозволительным и приличным даже для высшего начальства. Подобно тому, как совичи постепенно отменили прекрасное в окружающей жизни, сосредоточив его в своих глазах, так же они отменили и смешное, сосредоточив его в собственной шее.

"Зачем нужны эти паяцы и шуты, бесконечной чредой проходящие перед пресыщенной публикой на подмостках варьете, на аренах цирка? Все это - приметы отчуждения смеха от человека. Природа сама позаботилась о том, чтобы все необходимое для смеха человек находил в самом себе. ...Да, у каждого из нас есть собственный паяц, замечательно одаренный, способный разыгрывать множество ролей в бесчисленных спектаклях, которые предлагает сама жизнь. Этот бесподобный паяц болтается у нас на плечах и не нуждается в дорогих костюмах, в звездной мишуре и бешеных гонорарах. У каждого на плечах своя шея и - открытие, равное Галилееву! - она вертится! Нам не нужна особо огороженная рампой сцена - ею становится каждый цех, кабинет, бюро, приемная, аудитория. Искусство паясничанья принадлежит народу!" - так пишет в свойственном ему народно-юмористическом и гражданско-патетическом стиле автор книги "Искусство смешить собой".

Тем не менее паясничанье, хотя и широко представленное в повседневной жизни, разрабатывается и как особый жанр театрального искусства - пожалуй, самый популярный в стране. Почти на каждой лесостоянке имеется свой театр шеи, где по вечерам устраиваются многоактные пантомимы. Через небольшие прорези зрители могут видеть только шеи актеров, которые разыгрывают целые спектакли. Я мало в этом понимаю, но местные ценители говорят, что по одним этим жестам можно проследить историю всей человеческой жизни, причем более верно и глубоко, чем по мимике лица, привыкшего лицемерить и надевать маску. "Шея не обманет. Изучайте язык шеи! Шея - зеркало общественной души", - такими плакатами увешаны театры. Чтобы зрители могли всей душой сопереживать и участвовать в этих представлениях, им разрешается снимать галстуки, обязательные при посещении других зрелищ.



Символ современного начекизма. Совы всегда начеку.

myth, political correctness, soviet union

Previous post Next post
Up