Владимир Шаров как историк и как пророк.

Jan 10, 2019 22:31


Россия и апокалипсис.

Вышел сборник эссеистики Владимира Шарова (1952 - 2018)  "Перекрестное опыление" (изд. ArsisBooks). Это последняя книга, которую он успел завершить. Мне выпала честь написать к ней  послесловие




Шаров ушел,  когда мир стал стремительно сдвигаться к катастрофе по его сценарию.  Мир станет "русским" не тогда, когда несколько украинских областей, или Белоруссия,  или Прибалтика к нему отойдут, а когда его (мира) вообще не станет. Разверзнется пустота или ядерное пепелище   - и тогда все шаровские сектанты и искатели найдут свое место в конце истории, к которому они так упорно стремились. Владимир Шаров в большей степени, чем даже Андрей Платонов, - писатель того апокалипсиса, который надвигается на планету от единственной страны, которая видит в этом свое предназначение.

"Мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, даже раскаяться не успеют". Эта фраза В. Путина о возможной ядерной войне вызвала поначалу смех зала, а затем всеобщее недоумение, даже у его единомышленников. Что это - зловещая шутка, жестокое предупреждение, жест жертвенности или мстительности?

Легче всего понять смысл этой фразы тому, кто знаком с творчеством В. Шарова. Его герои - искатели конца света, мученики и гедонисты грядущего апокалипсиса, которые, в расколе со всем миром, сделали смерть человечества своим ремеслом.  Русская церковь, в 11-ом в. отколовшись вместе с византийской от западного христианства, тысячу лет спустя, в 21-ом в. отъединилась даже от западных братьев-православных и пошла по пути дальнейшего раскола, т.е. своего рода самосожжения веры. По Шарову, верные продолжатели раскольников - чекисты,  цель которых - Царство Божие на земле, а значит, и конец истории. Поэтому чекисты, «лучшие из лучших сынов человеческих, избранные из избранных», истязаниями и пытками приближают его, ведь от мучений плоть слабеет, а дух обретает свободу: «Кровью нашей смыли они грехи наши, приняли мы муку и через то очистились» («Воскрешение Лазаря», 2003). "...Вот он, Сталин, соорудил огромный алтарь и, очищая нас, приносит жертву за жертвой, необходимы гекатомбы очистительных жертв, чтобы искупить наши грехи. ...Он делает всё, чтобы нас спасти. Невинные, которые гибнут, станут нашими заступниками и молитвенниками перед Господом, оттого и нам необходимо, пока мир не отстал от антихриста, помочь им спастись от греха...  Главное же - они, приняв страдания здесь, будут избавлены от мук Страшного суда" ("Царство Агамемнона").




Шаров лучше всего способен объяснить читателям во всем мире то, чего объяснить нельзя, - эту упрямую, абсурдную, но теологически оправданную волю "отдельной страны" к гибели всего. Ради этого, начиная с Петра I, осваивалась техника, наука, вся цивилизация, побочными - и по сути, нежеланными продуктами которой оказывалась великая литература и музыка; потому что главной магистралью было возрастание энергии "антивещества", "антицивилизации", способной уничтожить мир. И теперь - "всё путём"- страна готова эту мощь предъявить. Страна бездарна в производстве лекарств и сыра - но безумно даровита во всем, что касается производства сверхоружия и методов расправы, травли, отравления и отъема собственности, включая жизнь. Шаров позволяет проследить религиозные корни этой воли к апокалипсису. Его книги можно печатать как приложения к ракетам "Сатана" или "Сармат": вот это наш подарок вам, а из романов вы узнаете - за что мы вас так сильно любим и почему желаем скорейшего конца.

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,

И душный, смертный плоти запах…

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Это "скифское" послание любви, обращенное А. Блоком к миру в 1918 г., В. Шаров дописывает ровно сто лет спустя в своем "Царстве Агамемнона" (2018): "Антихрист - вот он уже... и, значит, сама Земля обетованная, наша земля со всем, что в ней было и есть, отдавшись сатане, сделалась нечистым царством".  Из любви к братьям нашим, ко всему человечеству мы обязаны спасти его от него самого.

Я бы посоветовал всем, и прежде всего политикам, прочитать книги Владимира Шарова, чтобы убедиться: с этой силой нельзя договориться, пойти на разумный компромисс, она коренится в природе Ига, Смуты, Третьего Рима, в самой природе раскола, который во имя спасения  жжет и губит. С этой силой нельзя мирно взаимодействовать, не потакая ей, не переполняя чашу любви, готовой излиться на весь мир...

apocalypse, history, religion, russia, end of history, sharov

Previous post Next post
Up