Вышла
"Дама с камелиями" в новом переводе Марианны Таймановой.
Перечитывая этот текст, поражаюсь его актуальности, возрожденной не только благодаря прекрасному переводу, но и самому феномену сентиментального искусства. Душещипательный сюжет лег в основу "Травиаты". Когда-то сентиментализм был свежим и обновляющим движением - художественным авангардом эпохи Просвещения. Томас Грей, Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо, Николай Карамзин, Дюма-сын… Прочь от рационалистических условностей классицизма, от всех этих нравоучительных схем, иерархии жанров - к прямым излияниям человеческой души! Сентиментализм открыл уникальность личности, не подвластной никаким моральным шаблонам и гражданским нормам.
Сейчас сентиментальная литература возвращается к той бунтарской роли, какую она играла когда-то по отношению к господствующему классицизму, с его культом рассудка, схематизмом правил и приматом искусственного над естественным. Сентиментализм - вызов технологическому подходу к человеку, восстановление дикого, непреодолимо чувствительного и чувственного в его природе. Тем самым современный сентиментализм возвращается в русло "большой литературы", поскольку связан с основными проблемами века, с выбором ориентации для человечества. И если рассматривать всю фейсбучную, живожурнальную и одноклассническую словесность, все эти блоги с детками, кошечками и цветами, как некое литературное направление, то, конечно, это типичный сентиментализм.
Разумеется, значительная часть сентиментальной словесности остается развлекательным чтивом для чувствительных девиц и домохозяек. Но такое расслоение на разные эстетические уровни происходило и с другими направлениями литературы, включая романтизм и реализм, у которых были свои вульгарно-массовые разновидности. Важно то, что сентиментализм сегодня заново приобретает черты цельного и последовательного мировоззрения, а тем самым и открывает для себя выход в большое литературное пространство, где собеседуют Руссо, Карамзин, ранний Толстой, ранний Достоевский - и конечно, А.Дюма-сын, создавший свой нестареющий роман в 24 года, в том же возрасте, что Достоевский - "Бедных людей".