Есть ли интеллигенция в Америке?

Nov 12, 2016 14:47


Конечно, есть. Я убеждаюсь в этом постоянно, и не только потому, что работаю в университете. Интеллигенция - это интеллектуально и социально активная часть населения, причем интеллектуальное и социальное взаимосвязаны. Образцы российской интеллигенции - А. Сахаров, С. Аверинцев, Д. Лихачев, В. В. Иванов, А. Вознесенский... Им типологически близки представители интеллигенции американской - Н. Мейлер, С. Зонтаг, Н. Хомский, Боб Дилан, Б. Гейтс, С. Брин, М. Цукерберг... Ученые, исследователи, открыватели, строители, бизнесмены, объединенные тем, что их работа имеет не только профессиональное, но и социальное и этическое измерение. Поэтому никак нельзя согласиться, что интеллигенция - чисто русское явление. Интеллигент - это мыслящий человек, для которого мышление связано с гражданским действием и моральной ответственностью. В США огромное число интеллигентов именно в этом смысле слова, гораздо больше, чем в любой другой стране мира. Усилиями и энтузиазмом американской интеллигенции создается масса общественных, образовательных, инновационных, филантропических организаций, действующих на добровольных началах.

По оценке социолога Ричарда Флорида, автора термина "творческий класс" ("creative class"), к нему принадлежит уже порядка 30-40% американского общества, 40-50 миллионов. Они-то и составили костяк клинтоновского электората. И их кандидат получил наибольшее число голосов на национальных выборах, хотя и проиграл по числу выборщиков от штатов.

Можно ли заменить понятие "интеллигенции" на "интеллектуальную элиту"? Сам по себе интеллектуал - еще не интеллигент, если его мышление замкнуто профессиональными рамками, если он прекрасный программист, физик, банкир или актер, но до всего остального, что относится к смыслу жизни и судьбам общества, ему нет дела. Интеллигент - это интеллектуал, выходящий за рамки своей профессии, "public intellectual", как говорят в США. Интеллигентность - это нравственный и гражданский запрос на свободу мысли.

У русской интеллигенции - особая, страдальческая судьба. Веками она плющилась между молотом власти и наковальней народа и поэтому нередко предавала свое назначение, отрекалась от свободной мысли в пользу "сермяжной правды", "темной силы", "труда со всеми сообща и заодно с правопорядком" (Пастернак). Никто так не поносил интеллигенцию, как она сама себя:

А сзади, в зареве легенд,

Дурак, герой, интеллигент

В огне декретов и реклам

Горел во славу темной силы,

Что потихоньку по углам

Его с усмешкой поносила

За подвиг, если не за то,

Что дважды два не сразу сто.

А сзади, в зареве легенд,

Идеалист-интеллигент

Печатал и писал плакаты

Про радость своего заката.

Пастернак, "Высокая болезнь"

Оттого у некоторых просвещенных людей сегодня (см. дискуссию вокруг предыдущего поста) возникает искушение отречься от "скомпрометированного" понятия "интеллигент" и заменить его "интеллектуалом". Да, интеллигенция не может обойтись без интеллектуальной свободы и честности. Но не может ею и ограничиться, поскольку интеллигентность - это еще и готовность пострадать за истину, претерпеть гонения, соотнести идею с личным опытом и судьбой. Именно сейчас, когда американскую "интеллектуальную элиту" постигло страшное разочарование, когда ей приходится вкушать горчайшие плоды демократии, она в большей степени, чем когда-либо раньше, может стать интеллигенцией в российском смысле этого слова.

Вот как завершает свою статью об итогах выборов Дэвид Ремник, редактор "Нью-Йоркера", долгие годы проработавший московским корреспондентом "Вашингтон пост": "Вчера поздно вечером, когда поступали результаты из последних штатов, мне позвонил друг - глубоко опечаленный и терзаемый страхом конфликта, войны. Почему бы не уехать из страны? Но отчаяние - это не ответ, не решение проблемы. Сражаться с авторитаризмом, разоблачать ложь, бороться достойно и ожесточенно во имя американских идеалов - это все, что остается. То есть, единственное, что нужно делать".

Эта меланхолия, сомнение, саморефлексия в сочетании с решимостью действовать - и есть родовое свойство интеллигенции в лучшем смысле этого слова. Надеюсь, американская интеллигенция, хотя бы в силу своей многочисленности, окажется исторически сильнее и удачливее, чем российская и советская. Все-таки Трамп - это не самодержавие и не диктатура пролетариата. Но сейчас американские интеллектуалы, ощутив небывалую раньше враждебность новой власти и избравшего ее демоса, вынуждены будут все больше самоопределяться граждански, этически - т.е. становиться интеллигенцией. Первое дело мыслящего человека - превращать мысль в способ действия, а не обслуживать низменные инстинкты масс или пропагандистские запросы верхов. Это и есть задача интеллигенции, лат. intelligentia - мыслительной силы, персонифицированной в граждански активном социально-профессиональном слое. Поэтому, на мой, взгляд, лучше не отказываться от понятия "интеллигенция", а быть достойным того смысла, что изначально в нем заключен.

intelligentsia, usa, elections, russia, politics, intellectuals

Previous post Next post
Up