С. Дали, "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52)
Это полотно, выставленное в художественном музее города Глазго, знаменует возврат С. Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. На картине - распятый Иисус. Но представлен он в неожиданном ракурсе: не снизу, от подножия креста, как обычно - глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед крестной жертвой Спасителя, а сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик 16 в. века Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус) , который оставил карандашный набросок своего видения, - по его мотивам Дали и создал свое полотно.
Это по сути двойной сюжет: распятие как вознесение. Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, - в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше нее не находился источник света. И сам он остается незримым; однако руки Иисуса отбрасывают тени на перекладину креста. Не видно ни гвоздей, ни ран, ни крови, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.
Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины - озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков: очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого - облака и тучи в несколько рядов, плoтное, многослойное земное небо, над которым и возвышается распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем - и над ним. Мы не видим лица Иисуса - оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света.
С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную - Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Вознесением проходят 40 дней, во время которых Иисус воскресает и являет себя апостолам. Но в высшем, сверхвременном измерении Распятие и Вознесение - это единое событие: превращение величайшей жертвы в величайшую победу.
В Апокалипсисе ангел клянется "Живущим во веки веков - Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!"(Откровение Иоанна Богослова 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и представлена у С. Дали: в вертикальном разрезе картины он объемлет все три стихии - небо, землю и море - над которыми уже не властно время. Сорок дней - это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа. Так глубочайшая религиозная интуиция спасительной жертвы соединяется у С. Дали с поэтикой художественного авангарда.
***
Подробнее см. М.Эпштейн. Из статьи "Искусство авангарда и религиозное сознание." "Новый мир", 1989, #12.
http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/ktexts/Epshtein1.html http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/ktexts/Epshtein2.html