Итак, даже если допустить, что гений несовместим со злодейством, остается более трудный вопрос: совместим ли гений с добродетелью? Ответ может принести много разочарований любителям ходячей морали. Почему?
Гений - это полновластный хозяин в том мире, который отведен ему для творчества. Он распоряжается судьбами своих персонажей, он создает особое время и пространство и наполняет его красками и звуками, он вторгается в тайны мироздания и дерзко раскрывает их, он устанавливает законы для своих подданных и распоряжается их жизнью и смертью. Гений может всё в пределах той сферы (художественной, философской, научной, технической), куда поставлен созидать, быть образом и подобием самого Создателя.
Но кроме этого малого мира, ему вверенного, есть другой, большой мир, где он выступает как человек среди себе подобных, где на него возложены те же заповеди послушания, смирения, воздержания, братства, взаимопомощи, любви к ближнему. Те качества, которые нужны ему как творцу малого мира, теперь должны уступить место тем качествам, которые нужны ему для бытия тварью, для послушания законам Творца в большом мире. Художник же "проскакивает" эту границу, не считаясь с ней, не замечая ее. Он продолжает обращаться с другими людьми, как будто они по-прежнему его персонажи, манипулирует ими, подавляет их волю. Он капризен, своеволен, самовластен, как подобает творцу-сочинителю, но не гражданину, семьянину, прихожанину. Вместо того, чтобы быть послушным творением Бога и добрым братом другим творениям, он продолжает вести себя как всемогущий правитель, как отец миров, как пастырь малых сих, и узурпирует власть Творца. Малый творец бунтует против большого, т.е. в утверждении своей свободы идет дальше отведенного ему творческого надела. В судьбе гения снова и снова повторяется миф о Люцифере, о светоносном предводителе духов, избраннике Господнем, который восстал против Творца, поскольку был наделен наибольшим могуществом.
Отсюда демонизм гения. Его разрушительному вторжению в чужую жизнь сопутствуют два рода пороков. Это грех величественности, гордыни, своеволия, своеправия, самопревознесения, насилия над чужой волей, - и грех ничтожества, пошлости, опустошенности, разврата, самоодурманивания и забытья. Эти грехи взаимосвязаны: тот, кто стремится стать всем, становится ничем. Но есть различия. Скажем, Байрону свойствен был грех гордыни и самовозвеличения, а Эдгару По - грех саморазрушения, пьянства и забытья. Перенапряжение сил в творчестве - и, как следствие, их упадок в повседневной жизни. "Пока не требует поэта..." У Пушкина чередовались эти разрушительные вторжения в жизнь других людей - и периоды хандры, опустошения.
Нужно ввести в этику разграничение: творцу - творцово, твари - тварево. Поэту, художнику, изобретателю позволено, как творцу, все, что потребно для творчества. Творец питается плодами с древа жизни, он образ Творца в его могуществе. Здесь главные заповеди - утвердительные: твори, плоди и размножайся, наполняй землю, люби, веселись, радуйся. Но в качестве твари, т.е. творения Божия, тот же человек подлежит правилам нравственности, как существо падшее, сорвавшее плод с другого древа, познания добра и зла. И потому заповеди здесь запретительные: не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лги, не домогайся...
В гении двойственность человеческого удела предстает трагически заостренной: он и "право имеющий" среди тварей, и "тварь дрожащая" перед Творцом.
(продолжение следует)