Впервые об этом корабле я узнал вот при каких обстоятельствах. Как я уже
рассказывал в 2011 был закрыт клуб "Третий Интернационал". У нас в этом здании работала АТС всего одноименного района, поэтому я имел допуск в данное здание. Однако, несмотря на консервацию клуба, решетки, стальные двери, в здание клуба постоянно проникали жулики и вандалы. Мы продолжали латать дыры в обороне, заколачивали двери, устраняли последствия вандализма.
Позже я увидел фото из найденного альбома у Сергея в блоге, и думал, что скоро последуют остальные картинки из того альбома про канлодку,... но этого не случилось
И вот настал день, когда поступил приказ окончательно покинуть помещение клуба, а оборудование АТС демонтировать, так как в этот раз воры похитили дорогущий модем, который не смогли заменить.
...Да, в последний раз я проходил по коридорам второго этажа клуба. Здесь уже были выбиты внутренние двери, местами виднелись отложенные кучки человеческого кала, по полу валялись разорванные сценические костюмы, брошенные судовые модели, книги из библиотеки и ... старинные фото из взломанной музейной комнаты - краеведческому музею этот "хлам" был не нужен. Я собрал с пола все, что смог, и передал знакомому коллекционеру - Сергею Кожанову. Также я ему подарил старинный телефонный аппарат со станции. Моё условие было просто: когда этот дебилизм закончится, передать все в музей истории Астрахани, нормальным ученым. В последующие дни произошел ряд пожаров.
Я успел посмотреть некоторые альбомы, фото, старые паспорта подданных времен царя Николая. Один из альбомов был посвящен ремонту канонерской лодки "Советский Дагестан". Как я понял, ее капитально ремонтировали рядом, на судоремзаводе "Третий Интернационал". Было это в пятидесятых-шестидесятых годах, в рамках комсомольских воскресников, то есть люди ничего, совсем ничего не получали в качестве зарплаты. Канлодка участвовала в Первой и Второй Мировых войнах, революции, гражданской войне, в боевых действиях на Балтийском море, на Волге и на Каспийском море. Из альбома, я понял, что канлодке предали ореол корабля революции, сравнимый с легендарным крейсером "Аврора". Представлеяте, у Астрахани был бы свой не только кремль, но и легендарный корабль революции!
Внутри, в кубриках "Советского Дагестана" был оборудован лекторий, кинозал. Корабль самостоятельно ходил по Волге, приставал к причалам городов и дальних сел, где жителям проводились экскурсии, показывались фильмы, выжившие ветераны гражданской войны рассказывали свои истории. (Очень даже хорошее дело, я считаю, смотря, как повернуть. Например, когда я был в Регенсбурге, видел на набережной Дуная пароходы-музеи)
Так я познакомился с канлодкой "Советский Дагестан".
Но всему приходит конец, и к 1962 был выработан ресурс канлодки, и ее, ничего лучшего не придумав, приняли решение сдать на металлом. Какое-то время корабль стоял напротив проспекта Молодежи (современный проспект Гужвина) и
речного вокзала. У старых моряков не поднималась рука... постепенно корабль ржавел сильнее, подвергался разграблению, садился на днище. Но потом кто-то "неравнодушный", все-таки отвез канлодку в "Главвторчермет" для разборки на металл. Рубку же кто-то взял себе на дачу в качестве домика.
Немного истории. В 1904 корабль был построен в Риге на верфи "Ланге и сын" (Кугю 44, бывший судоремонтный з-д до 1990-х) на пожертвования подданных Российской Империи. Ведь только что прошла русско-японская война, которая оставила Российскую Империю без флота. К примеру, Бухарский эмир пожертвовал аж полмиллиона золотых рублей, видимо поэтому эсминец носил имя "Трухменец". Была такая традиция канлодки называть в честь национальностей РИ. Помните "Кореец", тот что с "
Варягом"?
Корабль был построен в головной серии трех минных крейсеров типа "Украина".
ТТХ корабля: водоизмещение стандартное - 624 т., полное - 760 т.; длина - 73,2 м/ 7,2 м/ 3,35м; осадка - 3,6 м; скорость - 19 узл.; энергетические установки - 2 паровых машины и 4 паровых котла; мощность - 6,2 тыс. л.с.; запас топлива - 102 т. нефти; дальность плавания - 1,3 тыс. миль; экипаж - 110 человек.
Вооружение со временем менялось, вначале оно было: два 75-мм, четыре 57-мм орудия, два пулемета, два торпедных аппарата, 16 мин. После модернизации в 1932 году вооружен тремя 102-мм/60 калибров (ОСЗ-Виккерса) , одним 45-мм/68К и одним 37-мм/70К орудиями, 2 - 12,7-мм ДШК, 2 - 12,7-мм спаренных Браунинг.
"Секретные" чертежи корабля
В начале жизненного пути корабль носил гордое звание минного крейсера, позже - эсминца, к старости - канонерская лодка. Видимо, это было связано с моральным старением вооружений и изменением особенностей тактики флота.
На сайте Морского архива указан следующий послужной список:
"В кампании с 1905 по 1908 г.г. входил в состав Практического отряда обороны побережья Балтийского моря.
1905 - 1908 г.г. - в охране императорской яхты «Штандарт».
Осенью 1908 года, когда Николай II осматривал адрес, поднесенный миноносцу туркменами Ставропольской губернии, командир корабля обратил его внимание на то, что миноносец неправильно назван "Трухменец", т.к. нет такой народности, а есть туркмены.
В результате Николай II приказал сообщить морскому министру, что он переименовал миноносец в "Туркменец Ставропольский".
Корабль переименован Высочайшим приказом от 6 октября 1908 года.
С 1909 года - в составе 1-ой минной дивизии.
В период Первой мировой войны входил в состав 6-го дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и дозоры противника, обороне Курляндского побережья и Рижского залива, минных постановках в юго-восточной и центральной частях Балтийского моря. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.
С 8 по 21 августа 1915 года участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года в Моонзундской операциях.
Принимал участие в Февральском перевороте.
26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 10 по 18 апреля 1918 года участвовал в Ледовом походе Балтийского флота и без повреждений совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
С мая 1918 года находился в резерве.
Корабль принимал активное участие в Гражданской и Великой Отечественной войнах.
С 24 октября по 21 ноября 1918 года перешел по Мариинской водной системе в Астрахань и был зачислен в состав Волжской военной флотилии.
С 13 мая 1919 года находился в составе Азово-Каспийской военной флотилии.
31 июля 1919 года переведен в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
5 июля 1920 года вошел в состав Морских сил Каспийского моря и с 27 июня 1931 года - Каспийской военной флотилии.
В июле-сентябре 1920 года участвовал в боях с контрреволюционерами и бандитами в районе Ленкорани.
Принимал участие в разгроме белогвардейцев на Каспии и помощи революционным силам Ирана.
Именно тогда эсминец переименовали, назвав «Мирза Кучук». Мирза Кучук выступал за независимый Иран (Гилянскую Советскую Социалистическую Республику, позже Персидская Народная Республика).
В 1922 году нанес визит в Энзели. В 1922 году - стационер в Энзели и Астаре.
В 1922 году эсминец получил новое название - «Альтфатер» - в память Василия Михайловича Альтфатера - первого командующего морскими силами Республики (12.10.1918 - 20.04.1919).
"..."Альтфатер" готовился к большому ремонту и все работы на нем были подчинены этой подготовке.
В числе этих работ была генеральная чистка и окраска трюмов. Боцман не отказал себе в возможности загнать меня в самую оконечность кормового отсека, добраться туда можно было только на брюхе. Работа была тяжелая и нудная. Надо было стальным скребком отодрать накопившуюся многолетнюю грязь и краску до чистого металла и заново окрасить суриком..."
(Из воспоминаний старшины рулевого Олега Данилевского).
Эсминец прошел капитальный ремонт с 26 мая 1925 года по 30 мая 1929 года.
23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку.
В период учебной практики со 02.05 по 11.06.1933 г. на канлодке «Альтфатер» совершали плавание по Каспийскому морю слушатели Штурманского офицерского класса ВМФ.
22.04. - 26.05.1935 г. - учебная практика слушателей Штурманского офицерского класса ВМФ на канлодке «Альтфатер» Каспийской военной флотилии.
26 августа 1941 года в составе большой группы военно-транспортных судов участвовал в высадке морского десанта на территории Ирана. Нес стационерную службу в порту Пехлеви.
В период вхождения КВФ в состав действующей армии обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года).
«Через некоторое появились сведения о том, что в Иране осенью 1943-го года решили организовать Тегеранскую конференцию «большой тройки»: Иосифа Виссарионовича Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта.
В это время там находилась наша 45-я армия, которая прикрывала государственную границу с Турцией, а также охраняла ленд-лизовские коммуникации в Иране. Перед началом конференции ее решили усилить за счет различных сводных подразделений, в том числе и за счет сводного батальона двухротного состава нашего училища, всего 250 человек.
Посадили на эсминец «Бакинский рабочий», канонерки «Ленин», «Альтфатер» и «Красный Азербайджан» и мы отправились по Каспийскому морю к городу-порту Ноушехр. От него мы шли пешком километров 20, и вступили на территорию летней резиденции шаха.
Говорили, что какие-то иранские части были разоружены, но нам по пути никто не попался, мы спокойно охраняли порученный объект.”
В 1945 году корабль стал называться «Советский Дагестан».
18 июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей организации ДОСФЛОТ города Астрахани для использования в качестве учебного судна.
Свою роль учебной базы ДОСФЛОТа - ДОСААФа выполнял до 1964 года.
Использовался ДОСААФом как плавучий музей.
"Достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом внесли астраханские речники и моряки.
В Астраханском музее боевой славы, как символ их мужества и стойкости стоит в центре зала 37-мм зенитно-артиллерийское орудие, снятое с канонерской лодки «Советский Дагестан».
В музее находятся еще две зенитные пушки и прожектор с этой лодки.
В течение всей Сталинградской битвы беспрерывно действовал нефтекараван от Баку до Астрахани, снабжая Сталинградский и Кавказский фронты нефтепродуктами. Тяжело груженные нефтепродуктами баржи защищали от налетов вражеской авиации дивизионы канонерских лодок, отряды сторожевых катеров, плавучие
зенитные батареи."
Историческое фото: Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов на канлодке "Советский Дагестан"
Экипаж канлодки "Альтфатер" 1935-1936 гг. Обратите внимание, кого-то из офицерского состава репрессировали и его лицо моментально затерли на фото
Корабль после половодья на набережной Волге
Мимо этого орудия с канлодки "Советский Дагестан" в вестибюле я много раз проходил, будучи в Астраханском музее боевой славы
Прожектор с канлодки "Советский Дагестан" в астраханском музее
Газета "Волга" 5 июня 1964 год.
И. ТЕРЕХОВ: “Боевая слава корабля”
“Многим астраханцам хорошо известна история канонерской лодки «Советский Дагестан».
Это один из тех боевых кораблей, которые по распоряжению В.И. Ленина были переброшены в 1918 году с Балтики в Астрахань для борьбы с флотом белогвардейцев.
После гражданской войны миноносец переделали в канонерскую лодку. В годы Великой Отечественной войны «Советский Дагестан» конвоировал караваны транспортных судов.
После разгрома фашистской Германии канонерка стала учебным кораблем морского клуба ДОСААФ…
Боевой корабль выполнил свои задачи. Корпус корабля отправлен на завод для окончательной разделки.
Стоящие на Волге суда салютуют уходящему кораблю длинными гудками.”
А через три года страна широко отмечала 50-летие октябрьской революции. Двуличие во всем. В стране должна быть лишь одна "Аврора"!
Также пишут, что эта канлодка выпустила последнюю торпеду по своему же броненосцу "Слава" в Моонзундской кампании, чем помогла быстрее его утопить, чтобы корпусом преградить путь немецкой эскадре на базу флота, в Кронштадт.
P.S. Постоянно задаюсь вопросом, почему нельзя было вытащить этот исторический корабль на берег, и сохранить его в качестве музея в Астрахани?!
#АстраханскаяОбласть, #Астрахань, #Бабушкин, #БабушкинКтоИспортилВоздух, #БелыйГород, #ВООПИиК, #МЫВМЕСТЕ, #Наследие, #Россия, #вандализм, #выборы, #городАстрахань, #засраки, #засракуля, #книгаЖизни, #коррупция, #культура, #культурноеНаследие, #манкурт, #министерствоКультуры, #минкульт, #мыНеСохраним, #мыСохраним, #обновленнаяАстрахань, #памятникАрхитектуры, #памятникКультуры, #памятникКультурыФедеральногоЗначения, #памятникКультурывАстрахани, #патриоты, #патриотыРоссии, #протест, #реновация, #реновацияВастрахани, #реставратор, #реставрация, #снос, #уничтожениеКультуры, #уничтожениепамятников, #хроникиАпокалипсиса, #экстремизм, #яАстраханец,
#Память, #яПомнюяГоржусь, #История, #НеМожемПовторить, #ВОВ, #Война, #ВеликаяОтечественнаяВойна, #9мая, #1945, #ВтораяМироваяВойна, #WW2, #1945год, #ВоинскиеЗахоронения, #солдатсоветскойармии #русскийсолдат
#ЯпомнюЯгоржусь, #ВМВ, #ВтораяМироваяВойна, #ВеликаяОтечественнаяВойна, #родина, #ИсторияВОВ, #история, #Астрахань, #министерствообороны,
#НеМожемПовторить, #Война, #ВеликаяОтечественнаяВойна, #WW2, #БессмертныйБарак, #СССР, #кладбище, #староеКладбище #АстраханскоеКладбище, #КладбищеВАстрахани #ВолжскаяФлотилия
#водныйТранспорт, #речнойФлот, #водник, #Волга, #МорскойФлот #КаспийскоеМоре #КаспийскаяФлотилия #КанонерскаяЛодка #КанонерскаяЛодкаСоветскийДагестан #КанЛодка #эсминецАльтфатер, #эсминецТрухменец