Вместо эпиграфа шуточная песня Владимира Высоцкого про астраханскую холеру:
Click to view
https://youtu.be/esL5azakleY А как могло быть по-другому? 50 лет советской власти, а большинство людей живет в ветхом фонде, без канализации и водопровода. В сущности, сейчас Астрахань мало, чем отличается, а тогда в семидесятых и подавно.
Представить несведущему человеку это сложно, а куда какать-писить, если в квартире нет туалета? А мыться, мыть руки как?
Я жил в старом фонде и могу рассказать. Ходили в общий деревянный вонючий, грязный общий туалет во дворе. Зимой или ночью в ведро, а помои выливали кто куда. Если хватало совести и чистоплотности, то в общую яму. Но были и несознательные товарищи, всякие деграданты, люмпены, которые лили везде где только можно, на улице, по всему двору, на детскую площадку, в парк, в ливневую канализацию, которая впадает в реку Кутум, а далее в Волгу. Далее из этой речки астраханцы берут воду для бытовых нужд, пьют, поливают огороды, купаются.
Мылись раз в неделю, ходили в общественную баню. Ненавижу баню. Грязное, вонючее заведение... Не понимаю "романтиков" ходящих в нее.
Воду в дом натаскивали с общей колонки во дворе. Иногда из нее же и пили, чтобы домой не загнали родители. Удивительно, что в таких антисанитарных условиях холера раньше не наступила! Хотя, что мы знаем о статистике смертности? Данные как водится засекречены или искажены.
Считается, что эпидемия холеры 1970 пошла именно из Астрахани. По официальной версии холеру привезли на судах из Ирана в Астраханскую область, а затем развезли на речных судах вверх по Волге и через Волго-Донской канал, в южные районы Украины: Крым, Одессу, Херсон.
Дело в том, что всю воду в ту пору: в балластных цистернах, подсланевую воду, фекальные воды, воду для санитарных нужд сливали за борт без всякой очистки.
Философ Бертран Рассел писал: "Астрахань я могу сравнить только с адом. Воду для городских нужд брали в той части реки, куда суда сбрасывали отходы. На улицах стояли лужи, где размножались миллионы комаров; ежегодно треть жителей болела малярией. Канализационной системы не было вовсе, и на видном месте в центре города возвышалась гора экскрементов".
Фото современной Астрахани
Почему именно в Астраханской области резко распространилась холера?
Почему именно Астраханская область благоприятна для холеры?
Дело в том, что в Астраханской области много медленно текущих крупных и мелких рукавов, ериков, ильменей, щелочное значение и высокая температура воды, интенсивное загрязнение поверхностных водоемов сточными, фекальными водами.
Этому еще способствовало строительство Волжской ГЭС в 1962.
Если выпить некипяченную воду из речки, случайно, во время купания или преднамеренно, "потому как зараза к заразе не пристает", то человек может заболеть холерой.
Как видно на фото - много мертвой рыбы, то есть питальной среды для микробов
Итак: В августе 1970 года проходил обычный туристический рейс по Волге, во время которого отдыхающие рассчитывали весело прокатиться на теплоходе «Юрий Гагарин» из Куйбышева до Астрахани и обратно. Но помешало трагическое происшествие: внезапно в своей каюте скончался один из пассажиров...
Внезапная смерть пассажира теплохода «Юрий Гагарин» случилась при возвращении судна в Куйбышев. Тело умершего сняли в Саратове, а судно отправилось дальше. И лишь на следующий день капитану «Юрия Гагарина» сообщили по радио, что причиной смерти пассажира стала холера.
Максимальное число ежедневно выявляемых случаев болезни достигло своего пика в первые 3-5 дней начавшейся эпидемии: Астрахань (3 августа -63 случая), Наримановский район (1 августа - 30 случаев), Камызякский район (3 августа - 36 случаев). Всего за 17 дней эпидемии выявлено 61,8 %
общего числа всех больных в области 27 июля 1970 года первые случаи заболевания холерой были зафиксированы в Астрахани, а 29 июля уже были первые жертвы болезни. Ситуация в Астрахани стала развиваться настолько стремительно, что туда был вынужден вылететь главный санитарный врач страны Петр Бургасов (участвовал в информационном прикрытии ФСБ эпидемии сибирской язвы в 1979 г в Свердловске ), академик В. И. Покровский и профессор В. Н. Никифоров.
Выезд из города Астрахань и Астраханской области был перекрыт всем отъезжающим и въезжающим. Чтобы выехать их города необходимо было пробыть в двухнедельном карантине в специальном заведении - обсерваторе. И после всех сданных анализах, человека выпускали, выдав особую справку. Точнее, людей из обсерватора, находящихся за забором, не имеющих внешнего контакта, кроме врачей, везли организовано на вокзал в автобусах, чтобы по дороге не подцепили заразу.
Кстати, когда мне первый раз в детстве назвали это слово "обсерватор", я думал, что люди там обсераются.
Что за анализы сдавали в карантине?
Сдавать приходилось, так называемую "форму 30" до сих печально известную астраханцам. Это когда спичкой или скотчем лезут в задний проход, а затем исследуют в лаборатории биологический материал, на предмет нахождения холерного вибриона.
До сих пор, данная процедура вызывает неприятные воспоминания у жителей Астрахани.
Рассказывают, что для того чтобы быстро произвести проверку, всего района или отдельного квартала, биоматериал зачерпывали в канализационном колодце, а затем, при положительном анализе, солдаты внутренних войск отцепляли район заражения и с каждого жителя, по одному, брали "форму 30".
Строжайшему отцеплению подвергся весь город не только на постах, но и по периметру были расставлены солдаты, так как сообразительные астраханцы научились объезжать посты по бездорожью.
Но, и в таких условиях находили лазейки, уходили на малых рыбацких лодках.
Положение усложнялось еще и тем, что в Астраханской области в 1970 году созрел большой урожай арбузов, дынь и помидоров. Однако, движение барж загруженных продуктами было заблокировано во избежание распространения болезни в другие регионы. Астрахань приняла на себя основной удар эпидемии холеры. Всего до окончания года в Астраханской области было выявлено 1120 вибрионосителей холеры и 1270 больных, из которых 35 человек умерло.
Кстати, так как вывозить овощи было запрещено, и без того низкие цены на арбузы (15-20 копеек за 1 кг), из-за переизбытка продукции цена достигла 5-10 копеек (и меньше) за 1 кг в эпидемию.
Вибрионоситель - это человек который переболел холерой, но продолжает быть опасным для окружающих, так продолжает распространять инфекцию.
Люди больные холерой умирают обычно от того, что их организм быстро обезвоживался, на почве быстроразвивающегося упадка сил обострялись хронические заболевания.
А вот какие антисоветские разговоры вели советские граждане, "распуская панику и фейки"
"В этом вопросе меня возмущает одно, что наши медицинские газеты и вообще литература дописались до того, что, дескать, у нас, в социалистическом обществе, таких заболеваний, как чума и холера, быть не может. В связи с этим никакой профилактики от кишечных заболеваний не проводилось, не было и никакого надзора. Сейчас же, как оказалось и как стали уже писать, кишечных заболеваний у нас очень и очень много. Так где же логика? И когда эта трескотня у нас закончится?" - жалуется на дезинформацию работник киевского авиазавода М".
Сканы донесений сексотов КГБ выложены лишь украинские, так как наши архивы ФСБ еще закрыты
Здесь помещу личные истории, которые мне рассказывали астраханцы об эпидемии 1970.
Николай Николаевич: "Моего отца назначили комендантом обсерватора, который находился на территории школы №2. Его не выпускали домой несколько месяцев. Я приходил посмотреть на своего отца в дырку в заборе".
"В столовых на столах стояли емкости с разбавленой кислотой и те у кого была низкая кислотность в желудке, пили после еды. Это помогало убить микроб уже в желудке".
Елена: "Нас привезли в обсерватор на карантин, чтобы потом уехать в другой город. Я была маленькая. Кругом было много насыпано хлорки. Я подумала, это творожок и съела... Мама сказала, что ничего страшного в этом нет! Только здоровее буду!"
Михаил: "Помню тетрациклин в таблетках был страшным дефицитом, в аптеках не купить. Его доставали. Из под полы продавали в тридорого аптекари, медики.и то по большому блату!
В основном, при появлении поноса, к врачам не обращались. Никому не было охото загреметь в Покровскую рощу! Лечились так:заваривали отвар дубовой коры или крутой отвар черного чая, только хорошего, не советского грузинского, азербаджанского силоса. И никакого питания, кроме рисового отвара, а лучше без оного. Если не помогало. То пили разведеную марганцовку. Чем раствор темнее, тем лучше".
Наталья: "Наша семья очень хорошо помнит этот период эпидемии холеры. Наша мама была в центре событий, как зав бак лабораторией. За ней приезжали в 5-6 утра, а приводили в 23-24:00. Была на всех очагах. Эпидемию ликвидировали в течение месяца! По правому берегу была только одна , самая первая смерть! У этого человека была запущенная форма. Он, рыбак, пил воду из Волги и долго терпел , не обращался к врачу. А дальше была только профилактика и просвещение населения. Мама была награждена Орденом Трудового Красного Знамени с записью в орденской книжке "за ликвидацию холеры".
...
"Была подписка о неразглашении. Во всех школах были обсерваторы для выезжающих, их охраняли военные. Местных близко не подпускали. Телефонов раньше не было, а выезжающих держали в обсерваторах 21 день. Поэтому те, кто ждал своих из Астрахани порой и не знали, что с ними здесь происходит.
С 1970 года ввели обязательные целлофановые пакеты под хлеб. (Раньше их вообще не было!) В магазинах деньги передавались через поролон, пропитанный хлоркой.
А вот московские врачи, которые приехали принимать доклад о том , что в городе и области нет случаев заражения, лично маме аплодировали стоя и кричали: Браво, доктор! Потому что знали, что опасность была серьёзная и могла покосить много народа."
#эпидемия, #холера, #эпидемияХолеры, #АстраханЬ, #ИсторияАстрахани, #пандемия, #ВОЗ, #COVID19, #яОстаюсьДома, #инфекция, #халераВастрахани, #эпидемияХолерыВастрахани,