Жизнь рабочих в двадцатые годы двадцатого столетия, на примере моей прапрабабушки (Ленниковой П.М.)

Dec 19, 2018 02:33

Сегодня я расскажу про мою родную прапрабабушку Ленникову Прасковию Матвеевну. О ней мне мало, что известно. Даже ее дочери и  родным мало, что было известно. Девичья фамилия также неизвестна, откуда происходит - неизвестно. На вопросы родственников отвечала, что: сирота. В советское время не принято было афишировать свое происхождение.  (Её возможноее фото)




Рассказывать я буду по-особому,  родственники мало себя где проявили. Разве что, кто-то работал в советской администрации, воевал, погиб на войне. В творчестве, науке себя  не проявили. Поэтому рассказывая о дедах да бабках,  буду включать документы той эпохи, повествуя о самом времени.
Родилась Прасковья Матвеевна в 1879. Нрава была крутого, очень властная. Фактически на долгое время ей пришлось стать главой семьи, так как мужики либо умерли, либо погибли на войне. Но как я понимаю, по рассказам, и в ранние годы она любила командовать. Да и, прозвище в семье было соответствующее: «Наш генерал». Характерен эпизод из жизни, который долго вспоминали, сейчас бы  сказали  -  стало мемом. Когда одна из старух на лавочке попыталась посплетничать про другую. Она властно приказала: «Физушка, молчи!» Не любила сплетни.



Список работников Муфлонового завода с персональными данными за 1925 год

Собирая информацию о прапрабабушке, нашел, что она работала портнихой по меху и «щипалкой козлиных шкур», муфлонщица. По данному ремеслу она проработала очень много лет, указывая в анкете в 1925, стаж 30 лет (значит работала с 16 лет). Надо отметить, что Муфлоновый завод размещался в стенах бывшего Свечного заводика по ул. Джона Рида. В советское время по этому адресу была Овчинно-меховая фабрика, а в наше - МТС. До революции, по всей видимости, она занималась тем же ремеслом, только на дому. А работать Прасковья могла у Кормина Андрея Александровича, его мастерская была поблизости, он же часто выступал крестным отцом ее детей, судя по метрическим записям. Кормин, к слову, происходил из простых крестьян, и на дом с мастерской заработал сам. Да, и дети дружили. Я о нем немного писал ранее.
Замуж вышла за Ленникова Ивана Петровича. У нее родились шестеро детей, выжили четверо: Раиса Ивановна (моя прабабка), Александра Ивановна Ленникова, Николай Иванович Ленников и Виктор Иванович Ленников. Жили и крестили детей  возле Златоустовской церкви, что на Татар-базаре.
Я буду делать отступления, время от времени, чтобы показать какая жизнь была в ту пору. Так как биография человека, неразрывно связана с историей времени в котором он живет. Разбирая документы фабрично-заводского комитета (ФЗК) Астраханского Муфлонового завода, я обнаружил упоминание о Прасковьи, в связи с ее деятельностью в качестве «мецената» по неволе. Оказывается, она -  мать четверых детей, отказывается от дневного заработка в пользу «Дома малютки». Происходит это «меценатство» в международный женский день, 8 марта 1927. Как тут не вспомнишь известные строки из  романа Булгакова: «Не желаете приобрести журнал в пользу детей Германии?..» А времена-то голодные.



Список работниц (фамилия бабушки под №3), которых "власть рабочих и крестьян" заставила пахать в Международный Женский день 1927, с отчислением части заработанного в детдом. Конечно, в добровольно-принудительном порядке. А в это время большевики помогали горнякам Британии.

Буду Вам рассказывать о прабабке через призму истории того времени, исторических документов. Также, встретил протокол собрания, из которого становится ясно, что на Муфлоновом заводе рабочие решились на итальянскую забастовку. Обычно, итальянская забастовка заключается в том, что рабочие отказываются от работы, если работодатель не соблюдает правила охраны труда или контракт. Довольно-таки пассивный метод, но требующий мужества и непреклонной воли от рабочих.  
Конечно, на ФЗК разбирают «дело итальянщиков», называя их «вредителями», требуют их уволить. Да, при «власти рабочих и крестьян» не побастуешь!  Чем закончилась история с забастовкой - не ясно, протокол не подписан. В Советском Союзе о забастовках  писать было не принято.



Кто там говорил, что при социализме рабочие никогда не бастовали, потому что жилось хорошо? Вот вам документ о забастовке на Астраханском Муфлоновом заводе в 1927. Как видите, рабочих обвиняют во вредительстве, грозят уволить. Куда смотрит профсоюз?

Зато через пару дней пришли из милиции читать лекцию. Явно для устрашения.



Протокол собрания свидетельствующего о посещении чекистов

Не могу пройти мимо душераздирающих трагедий, чтобы описать дух эпохи. Как вы понимаете, трудовой день рабочего предельно скучен, ужасен, рутинен и тяжел. Никакого романтизма тут - нет! Это советские драматурги могли рассказывать об энтузиастах, предпочитая работать в тиши и тепле кабинетов. Особых историй мне не передали, поэтому рассказываю о жизни родственников по материалам сохранившихся архивов, где они работали. Вот например встретил многочисленные заявления с просьбой вернуть деньги за навязанные принудительно облигации. Рабочий, которому выдали и без того скудную зарплату облигациями, голодал вместе со всей своей семьей. Бабушка рассказывала, что зарплаты практически не видели, так как советская власть (власть рабочих и крестьян) выдавала рабочим принудительно облигации, а фактически грабила рабочих хлеще, чем при царе и в капиталистических странах!


Жили при советской власти так хорошо, что у детей развивался туберкулез. Напомню, "власти рабочих и крестьян" исполнилось уже 13 лет. Читайте письмо рабочего Додонова с просьбой вернуть деньги за облигации. Кстати, встречал отказы.


Справка от врача, от  колоссального доверия "власти рабочих" к рабочим



А вот так выглядела  справка от домкома



Заявление удовлетворено. Странно, что еще на голосование ставят. Ах да! Рабочая демократия же!

Таких разных поборов было со всех сторон, то на Осоавиахим сдай, то вот формируется «Бригада в поход за печатью», т.е. нужно было подписываться на разную партийную макулатуру, вызывающую лишь тоску и зевоту



Протокол о принудительной подписке. Газеты имели огромное бытовое значение для трудящихся!

Как вы можете видеть по протоколам, от рабочих требуют выполнение плана, но при этом регулярно направляют женщин то на военные курсы,  то на субботники, а то  - на митинги. Отчего зарплата тоже страдает. Чем только не дурят малограмотным голову на митингах, только не могут наладить нормального снабжения продуктами и одеждой! О чем иногда в протоколах прорывается. Рабочие не могут даже отоварить заработанные талоны на питание!





Протокол собрания ФЗК рабочих Астраханского Муфлонового завода, где собравшиеся спрашивают партийное руководство: "А где продукты, одежда, обувь?"  А ведь прошло уже 13 лет советской власти. Привожу полностью, так как там много интересных мест.

Как я понимаю, от такой жизни, примерно в 1932, Прасковья ушла с Муфлонового завода, от греха подальше. Лучше внуков растить, чем работать на «власть рабочих и крестьян», которая обирала и не доплачивала хлеще всякого капиталиста!
  А вот телеграмма с требованием жертвовать в помощь, бастующим британским горнякам. Интересно, а если бы в Англии собирали  деньги и пересылали, бастующим рабочим Астраханского Муфлонового завода? Как бы восприняли данную информацию в ЧК-ГПУ Советского Союза?



Вот и телеграмма из центра, с требованием к астраханским рабочим, жертвовать заработанное горнякам Британии. А в это время норвежец Нансен собирал деньги по миру, чтобы прислать хлеб в Россию.

От Прасковьи Матвеевны на память у меня осталась вот эта икона. Почему я думаю, от нее? Потому что дочь ее, Раиса Ивановна была партийная, иконы не допускались. После  смерти Прасвовьи Матвеевны в 03.04.1966, икону спрятали  в шкаф, в узелок. Где я ее однажды, лет в пять, нашел. Я был очень удивлен находке! В деревянном коробе (киоте), с открывающейся стеклянной дверкой, лежала странная картина. Позже, моя беспартийная бабушка, когда нечего стало бояться, после 1989 (тот год праздновали тысячелетие крещение Руси, время когда  вновь была возрождена свобода совести) достала ее и водрузила на шкаф.



Вот такая переходящая семейная реликвия.

P.S. Похоронена на Старом кладбище на ул. С. Перовская, вместе с моей прабабушкой Ленниковой Раисой Ивановной. По тропинке от памятника летчикам, с пропеллером, недалеко от церкви, до могил Зоткиной и Мирвольского повернуть налево.

#Астрахань, #БессмертныйБарак, #История, #Ленников, #НеМожемПовторить, #Память, #Родина, #история, #яПомнюяГоржусь, #япомнюягоржусь, #Ленин, #Сталин, #моясемья, #историяМоейСемьи,#Память,#История, #ИсторияАстрахани,#Родословная, #Ленников, #Астрахань,



#Ленников, #БессмертныйБарак, #История, #Родословная, #Астрахань, #яПомнюяГоржусь, история моей семьи, Ленников, #Память, #Родина, #моясемья, #ИсторияАстрахани, родословная, история, #НеМожемПовторить, история Астрахани, #Ленин, #япомнюягоржусь, #Сталин, #история, #историяМоейСемьи, моя семья

Previous post Next post
Up