Feb 04, 2021 00:53
Аргументы поддерживающих репрессии ( и желающих их усиления): 1. Вышедшие на митинги - это все революционеры 2. Не допустим революции, всяких новых Гапонов-Лениных, которые обрушили государство тогда, и хотят обрушить сейчас. Государство все делает правильно. 3. Все эти оппозиционеры хотят денег и власти, любой ценой. 4. Это все агенты Запада, который хочет Россию разрушить.
Что лежит в основе такой исторической оптики? Мое предположение таково: 1. Это следствие исторических травм, когда просто любое общественное движение, любое изменение пугает (отсюда отсылки к 1917,1991,2014). 2. В дореволюционной России, и тем более в СССР - установка на единство, мощнейшая историческая инерция на единообразие, единомыслие. 3. Исходя из этих посылок - любое разнообразие, любое разногласие - нарушение установки на единство. Нет привычки жить в сложном мире, в поиске баланса интересов самых разных групп. 4. Кроме того, мощная традиция - все решения отданы "власти", "барин нас рассудит". Поэтому любое самостоятельное действие воспринимается как угрожающее "вертикали". А сама "власть" при этом изнутри рассмтривается как "кормление". 5. В результате создается действительно трудная ситуация, когда перемены, инициативы "снизу" - воспринимаются как угрожающие всей государственной конструкции и всей жизни в целом. Если смотреть из этой оптики, то вполне обычные мирные митинги граждан воспринимаются как начало революционного бунта. Совершенно обычные процедуры - выборы, политическая борьба, полемика в прессе, соревнование политических программ, демонстрации и митинги, все это из логики единомыслия и логики так понятой власти оказывается потенциально опасным и страшным.
Ну что сказать? Я понимаю эту логику, но именно она мне кажется очень опасной. Потому что она замораживает, связывает общественно-политические процессы, повышая тем самым градус радикализма. Кроме того, такое видение опасно, поскольку неадекватно, поскольку не учитывает очень больших изменений в сознании людей. Современная Россия - это вовсе не крестьянская малограмотная страна начала ХХ-го века. И мир другой, и страна другая. В результате общей неадекватности такая "охранительная оптика" сама по себе ведет именно к тому, от чего хочет защититься.
Конечно, трудно менять историческую матрицу...очень трудно. Но без этого не обойтись, особенно в дальней перспективе.
Россия,
политическое,
общественное