страсти

Apr 14, 2020 00:25

Началась Страстная неделя. Протест многих православных против закрытия храмов совершенно закономерен и вызывает у меня всякое сочувствие. Ведь действительно много лет людей учили, что участие в богослужение - главный признак воцерковленности, основное выражение принадлежности к христианству. И вот, эта основная, базовая для людей реализация своей ( Read more... )

Христос, вера, религия

Leave a comment

fatallmistake April 13 2020, 21:59:40 UTC
Мне кажется, у Вас ошибка в посылке. Богослужения - не привычка, а заповедь.

Reply

mikhail_bar April 13 2020, 22:11:47 UTC
Не буду гадать, что именно Вы имеете ввиду. Поясните, если можно?

Reply

fatallmistake April 13 2020, 22:39:05 UTC
Вы об общественном богослужении пишете как о привычке: людей приучили, и теперь они переживают. В то время как нам _заповедано_ совершение общественных богослужений. Это не традиция.

Reply

mikhail_bar April 13 2020, 22:58:17 UTC
В принципе одно другое не отменяет, если следовать Вашей логике. Только не совсем понимаю, что Вы имеете ввиду под заповедью? Где Вы ее находите? Текст?

Reply

fatallmistake April 13 2020, 23:17:37 UTC
Например - "сие творите в Мое воспоминание", также "где двое или трое собраны во Имя Мое", причём жизнь христиан апостольских времён показывает, что именно так они это и понимали - собирались для молитвы. В Ветхом Завете богослужения и храм подробно расписаны.

Reply

mikhail_bar April 14 2020, 07:09:21 UTC
Да, в Ветхом Завете расписаны. В Новом завете ситуация иная. Цитаты из НЗ, которые Вы приводите - они не про "общественное богослужение". "Сие творите в Мое воспоминание" - совершенно особое собрание, уникальное, вне богослужебного круга. "Двое или трое" - только с большой натяжкой можно отождествлять с богослужением, по контексту там речь о другом. Поэтому никакой "заповеди" тут нет, по моему мнению. Конечно, мне известная экзегеза, которая разворачивает иную аргументацию. Мне она не близка ( ... )

Reply

smirnfil April 14 2020, 00:20:28 UTC
Нюанс в том, что из заповеди вести богослужения вы никак не выведете требуемую регулярность и форму богослужения.

Reply

mikhail_bar April 14 2020, 07:25:37 UTC
Я думаю, что такой заповеди как заповеди в НЗ просто нет. Регулярность и форма - плод тысячелетних исторических процессов.

Reply

smirnfil April 14 2020, 07:40:52 UTC
Мы должны исповедовать нашу веру публично. При возможности(отшельники отдельный разговор) нужно собираться в общины(то самое греческое слово, которое часто переводят как Церковь) и как часть жизни общины нужно проводить службы. В Апостольском символе веры, например, " Святую Вселенскую Церковь, общение святых," это и об этом.

Важный нюанс, я протестант, и очень по другому трактую смысл служб, но вот то, что общины по возможности должны собираться вместе и это фактически заповедь имхо в НЗ очевидно. Разумеется собираемся мы для жизни, а не для смерти, поэтому во время эпидемии совершенно логично службы приостановить.

Reply

mikhail_bar April 14 2020, 07:52:13 UTC
Еще раз, мой текст не о том. Как именно формировалось богослужение и что оно означает - отдельная тема.
В нашей церкви последних 30 лет (но и раньше), присутствие на богослужениях представлено как основной признак, отличающий воцерковленного христианина. Всех новоначальных христиан прежде всего побуждают быть на церковных службах. Если бы это было некоторым этапом и стадией. Но нет, это становится специфическим образом жизни, где все относящееся к "божественному", фокусируется вокруг храма и храмового богослужения.

Reply

protonko April 14 2020, 11:50:09 UTC
"В нашей церкви последних 30 лет (но и раньше), присутствие на богослужениях представлено как основной признак, отличающий воцерковленного христианина".
И так, и не так. Участие в храмовом богослужении и регулярное не менее раза в месяц исповедь и причащение - это внешние признаки воцерковленности. Поэтому "Всех новоначальных христиан прежде всего побуждают быть на церковных службах". По заповеди отцов - внутреннее духовное делание начинать с внешнего. Но этот 30 летний опыт показал, что многие даже усердно исполнявшие эти внешние правила на внутреннее делание так и не перешли и поэтому воцерковиться по-настоящему у них не получилось. И они наполнили интернет опытом своих неудач - "20 лет хожу в церковь /пою на клиросе/ прислуживаю в алтаре и ничего не происходит".

Reply

mikhail_bar April 14 2020, 12:47:24 UTC
Немудрено, что опыт неудач множится и будет умножаться. По многим причинам, описание которых требует отдельного поста. Эти же неудачи побуждают многих, почуявших внутренний тупик, еще крепче держаться за богослужебный круг, как спасительный якорь. Сами не входят и других не пускают.

Reply

protonko April 14 2020, 14:05:22 UTC
А почему немудрено-то ? Именно, что по многим причинам, большинство из которых на совести тех, кто потерпел неудачу.
"Эти же неудачи побуждают многих, почуявших внутренний тупик, еще крепче держаться за богослужебный круг"..
Это значит и прп. Амвросий и др. Оптинские старцы, да, вообще, весь св.сонм отцов последних веков ( когда круг внешней богослужебной жизни принял нынешний вид) были людьми, почуявшими внутренний тупик и от этого заповедовали всем нам держаться Церкви, церковного богослужения и сами до кончины, если то было возможно, за него держались. Сами вошли и других звали.

Reply

mikhail_bar April 14 2020, 14:51:31 UTC
Я думаю, что все эти люди о которых Вы пишите, они и не представляли себе другого вида христианской жизни, как движение по богослужебным кругам - суточным, недельным, годовым. Они впитали это с детства, это казалось им естественным. Впрочем - и другие впитали, и это нисколько не помешало провалу в революцию и другие ужасы ( ... )

Reply

protonko April 14 2020, 16:00:26 UTC
Но Вы же сами написали, что те, кто потерпел неудачу (опыт неудач множится) потерпели ее по множеству причин и (я с Вами согласился), а потом все низвели к одной причине: "они и не представляли себе другого вида христианской жизни, как движение по богослужебным кругам". Дело-то в том, что качественное, осмысленное движение по богослужебным кругам и выводит на просторы внутренней жизни, а вот причин, почему движение по богослужебным кругам было бесплодным, может быть много. Но главные из них - грехи. Грехи неверия, самолюбия, гордости, трусости и проч. ( у каждого свой). В 20 веке было много праведников и святых. Я не припомню ни одного, который бы сказал или учил, что следование богослужебная жизнь в Церкви - это тупик. Наоборот, большинство настаивало на осмысленном, деятельном участии в этой жизни, естественно, соединенной с личной молитвой и исполнением заповедей Евангелия.
Свобода сыновства Богу начинается тогда, когда человек прошел через стадию рабства Богу и по-другому - никак ( см. мой пост-конспект свт. Игнатия).

Reply

mikhail_bar April 14 2020, 20:05:02 UTC
Нет, я жу пишу : "одна из причин неудач". Про грехи...ну да, грехи, но мне как-то совсем неблизко рассуждать про грехи других людей. Вам наверное виднее.
Я не говорю,что богослужебная жизнь - тупик. Нет. Я говорю, что богослужебная жизнь чем дальше тем больше носит субкультурный характер. Предлагается глубоко входить в эту субкультуру, как-будто это и есть суть христианства. Кстати допускаю, что для кого-то это оптимальная стратегия, и даже может единственная. Я же не фанатик как0й-то идеи, действительно люди очень разные, с очень разными запросами и задатками. Однако вот это подмена христианства субкультурой - она плодит много разочарований, и не в грехах дело в данном случае.
Насчет известной раскладки раб-сын, или раб-наемник-сын...это интересный и важный вопрос. Постараюсь написать отдельно об этом. Но сразу скажу - мне не близка Ваша категоричность.

Reply


Leave a comment

Up