Началась Страстная неделя. Протест многих православных против закрытия храмов совершенно закономерен и вызывает у меня всякое сочувствие. Ведь действительно много лет людей учили, что участие в богослужение - главный признак воцерковленности, основное выражение принадлежности к христианству. И вот, эта основная, базовая для людей реализация своей
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Важный нюанс, я протестант, и очень по другому трактую смысл служб, но вот то, что общины по возможности должны собираться вместе и это фактически заповедь имхо в НЗ очевидно. Разумеется собираемся мы для жизни, а не для смерти, поэтому во время эпидемии совершенно логично службы приостановить.
Reply
В нашей церкви последних 30 лет (но и раньше), присутствие на богослужениях представлено как основной признак, отличающий воцерковленного христианина. Всех новоначальных христиан прежде всего побуждают быть на церковных службах. Если бы это было некоторым этапом и стадией. Но нет, это становится специфическим образом жизни, где все относящееся к "божественному", фокусируется вокруг храма и храмового богослужения.
Reply
И так, и не так. Участие в храмовом богослужении и регулярное не менее раза в месяц исповедь и причащение - это внешние признаки воцерковленности. Поэтому "Всех новоначальных христиан прежде всего побуждают быть на церковных службах". По заповеди отцов - внутреннее духовное делание начинать с внешнего. Но этот 30 летний опыт показал, что многие даже усердно исполнявшие эти внешние правила на внутреннее делание так и не перешли и поэтому воцерковиться по-настоящему у них не получилось. И они наполнили интернет опытом своих неудач - "20 лет хожу в церковь /пою на клиросе/ прислуживаю в алтаре и ничего не происходит".
Reply
Reply
"Эти же неудачи побуждают многих, почуявших внутренний тупик, еще крепче держаться за богослужебный круг"..
Это значит и прп. Амвросий и др. Оптинские старцы, да, вообще, весь св.сонм отцов последних веков ( когда круг внешней богослужебной жизни принял нынешний вид) были людьми, почуявшими внутренний тупик и от этого заповедовали всем нам держаться Церкви, церковного богослужения и сами до кончины, если то было возможно, за него держались. Сами вошли и других звали.
Reply
Reply
Свобода сыновства Богу начинается тогда, когда человек прошел через стадию рабства Богу и по-другому - никак ( см. мой пост-конспект свт. Игнатия).
Reply
Я не говорю,что богослужебная жизнь - тупик. Нет. Я говорю, что богослужебная жизнь чем дальше тем больше носит субкультурный характер. Предлагается глубоко входить в эту субкультуру, как-будто это и есть суть христианства. Кстати допускаю, что для кого-то это оптимальная стратегия, и даже может единственная. Я же не фанатик как0й-то идеи, действительно люди очень разные, с очень разными запросами и задатками. Однако вот это подмена христианства субкультурой - она плодит много разочарований, и не в грехах дело в данном случае.
Насчет известной раскладки раб-сын, или раб-наемник-сын...это интересный и важный вопрос. Постараюсь написать отдельно об этом. Но сразу скажу - мне не близка Ваша категоричность.
Reply
Leave a comment